help@sochisirius.ru

Сейчас человечество сталкивается со сложными, постоянно меняющимися вызовами, и только новые идеи позволяют на них ответить, вот почему так важно учиться мыслить нестандартно. Школьники Сириуса вместе с Сергеем Модестовым, кандидатом педагогических наук, руководителем проекта «Ученый мир», доцентом Невского Института языка и культуры обсудили, какие методики поиска новых идей стоит использовать и как делать это с максимальной пользой, чтобы написать хороший художественный текст.

Метод фокальных объектов (от лат. focus «очаг»): метафоры и сравнения

Метод, похожий на этот, использовал Джанни Родари, когда работал учителем в школе. Он описал его в своей книге «Грамматика фантазии». Родари вызывал двоих учеников к доске, и они писали на обеих сторонах доски по слову, причем один не знал, что пишет другой, и класс видел только одно слово. Затем доску переворачивали – класс видел второе слово, которое нужно было соединить с первым предлогами и придумать историю для каждого сочетания. Например, если были слова «пес» и «шкаф», то сочетания получались такие: пес в шкафу, пес под шкафом, пес на шкафу и тп.

Авторы методики – профессор Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце и американский ученый Чарльз Вайтинг.

Суть методики:

1. Задумать предмет, для начала простой и материальный;
2. Задумать еще несколько предметов, никак не связанных с первым;
3. Затем выбрать несколько характерных свойств этих предметов;
4. Забыть об этих предметах и перенести их свойства на первый, а полученные образы додумать.

Новая идея тянет за собой событие, а событие выходит в текст. Полученные таким образом идеи могут работать на разных уровнях текста, но обычно это механизм получения ярких сравнений, неожиданных аллегорий. Но у этого метода есть существенный недостаток – идеи надо отбирать, не каждая приводит к хорошему результату.

Метод морфологического анализа: ничего не забыть

Методика проста в технике и хороша в работе. Ее создал швейцарский астроном Фриц Цвикки, а предшествовала ей «логическая машина», изобретенная философом Раймундом Луллием еще в раннем Средневековье. Метод морфологического анализа хорош тем, что позволяет не пропустить ни одного сочетания. Этот способ можно использовать в любой ситуации, когда нужно найти лучшее сочетание из множества возможных, например, с его помощью можно подобрать герою такие имя и фамилию, чтобы они сочетались друг с другом.

Суть методики: создается таблица-матрица с именами в столбцах и фамилиями в строках – все возможные варианты сразу будут перед глазами.

Такая таблица хороша для планирования «встреч» между персонажами, особенно если их много – она помогает найти самые яркие сюжетные ходы. Еще один вариант морфологического анализа – тоже таблица, в которой по вертикальной оси написаны универсальные показатели объекта: материал, размер, скорость, а по горизонтали его модификации – как объект можно изменить: увеличить, уменьшить, замедлить, сделать наоборот. Каждый модификатор нужно применять к одному из показателей. Если вы пишете сказку, фэнтези или фантастику, этот способ поможет придумать, например, сказочных существ или технологии будущего.  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!