Про пять важных аспектов на пути к эффективной учебе и победе рассказывают проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ, руководитель сборной команды России на Международной олимпиаде по физике Артем Воронов, доцент кафедры общей физики МФТИ, руководитель национальной сборной команды России на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров Валерий Слободянин. В их общей копилке несколько десятков медалей высшей пробы.
Без мотивации никуда
Главный помощник для любого олимпиадника – его собственная мотивация. Очевидно, что для хорошего результата нужно много и усердно работать. Именно мотивация помогает переносить высокие нагрузки, ведь когда мы искренне чего-то хотим, то готовы затратить любые ресурсы, чтобы получить желаемое. Поэтому совет номер один – разберитесь, зачем вам олимпиады, действительно ли вы хотите посвятить львиную долю своего времени олимпиадному тренингу.
Артем Воронов: «Когда школьник входит в олимпиадное движение, он привыкает к определенному стилю работы, к процессу постоянного обучения. Насколько это обучение будет продуктивным, как раз зависит от мотивации. Сидеть за учебниками по нескольку часов в день для галочки – плохая затея, не поможет. Мы, как правило, обсуждаем этот момент с кандидатам в международную сборную еще на первых сборах: “Ребята, если вы действительно хотите этим заниматься и готовы тратить на это много времени, то приходите к нам. Не бойтесь признаться, что не готовы. Это иногда трудно, но зато мы все не будем тратить время зря”».
Контроль за биоритмами
Эффективность человека зависит от большого количества факторов. Представьте, что ваше самочувствие – это фундамент, на котором строится вся подготовка. И если фундамент будет просевшим, то и дом вряд ли получится крепким. Вы самостоятельно можете исследовать, сколько времени вам нужно спать, чтобы быть бодрым, в какие часы вы можете продуктивнее заниматься, а в какой момент лучше взять небольшой перерыв и отдохнуть. Кстати, особенно важно отдохнуть перед самой олимпиадой.
Артем Воронов: «На олимпиаде часто в решении задач помогают интуиция и подсознание. Чтобы запустить эти процессы, нужно, условно, за несколько дней до тура не заниматься сложными умозаключениями, психологическими нагрузками, не решать трудные задачи. Мы рекомендуем просто очистить голову, потому что олимпиада – достаточно стрессовая ситуация: несколько часов человек работает с максимальной выдержкой, на пике возможностей, в большом эмоциональном напряжении, чтобы показать максимальный результат. Важно быть отдохнувшим, чтобы быть способным на такое».
Валерий Слободянин: «У нас бывали ситуации, когда школьник на одном из туров Международной олимпиады решил задачу, а на апелляции уже не смог вспомнить, как пришел к решению, потому что максимально выложился и выдохся - настолько высока концентрация во время туров. Но это и здорово: в спорте так проверяют возможности тела, а тут – возможности мышления, мозга».
На фото: сборная России на Международной физической олимпиаде-2019. Обладателями золотых медалей стали Григорий Бобков, Алексей Шишкин и Владимир Малиновский из московской школы № 1589 и Андрей Панферов из школы-интерната имени А. Н. Колмогорова. Серебряную медаль получил Елисей Судаков из Вологодского многопрофильного лицея.
Следите за едой
Еда тоже влияет на нашу эффективность. Возможно, вы уже замечали, что иногда после приема пищи клонит в сон, иногда чувствуется дискомфорт, а иногда, наоборот, прибавляются силы. Обратите внимание, какой режим питания помогает вам чувствовать себя лучше.
Валерий Слободянин: «Вопрос питания очень тонкий. Особенно важно следить за этим во время олимпиадных туров. Международные олимпиады проходят каждый год в разных странах, и это подразумевает разную национальную еду. Мы советуем школьникам употреблять максимально знакомую пищу. В Индии на Азиатской олимпиаде мы однажды попадали в такую ситуацию, когда вся сборная переболела желудочными заболеваниями. И, конечно, болезнь не может не повлиять на результат».
Будьте любознательны
Общайтесь с преподавателями и сверстниками, следите за Нобелевской премией и открытиями ученых. Хотя бы просто потому, что широкий кругозор еще никому не мешал.
Артем Воронов: «Основная идея олимпиады – популяризировать науку среди одаренных школьников. И сейчас в задачах часто встречаются биофизика, физхимия. Кроме того, каждая страна, принимающая олимпиаду, привносит в задания какие-то свои темы – модные, актуальные для себя. Обычно такие задачи начинаются со слов “В таком-то году такой-то человек открыл то-то”. Пару лет назад на олимпиаде была задача про расширение Вселенной, а в школе об этом не рассказывают. Наши ребята хорошо выступают, потому что изучают не только более высокую физику, но и подтягивают межпредметные знания».
Валерий Слободянин: «Организаторы Международной олимпиады стараются включить в задачи громкие открытия или, например, изобретения Нобелевских лауреатов через год-другой с момента их появления. Например, новый метод лазерного охлаждения или получения сверхнизких температур тут же спустя два-три года адаптировали к задачам и дали школьникам на олимпиаде в Мексике. Важный момент – терминология. Если ты не знаешь какие-то слова, все стопорится. На олимпиаде в Италии была забавная история. Наш педагог вел занятие по электричеству, и, несколько отступив от темы, рассказал ребятам про нелинейные элементы, бифуркацию. А эта тема возьми да и попадись в олимпиаде. Школьники узнали термин, не испугались и верно решили задание. Тогда мы заняли абсолютное 1 место, а один из участников сборной стал абсолютным победителем, всего 0,1 балла не добрал до максимума».
На фото: сборная России на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров-2017 с руководителем Валерием Слободяниным. Абсолютное первое место по сумме набранных баллов занял Григорий Бобков из столичной школы № 1589. Золото также у Ильи Панова и Никиты Чернова (оба из московской школы № 1568), Михаила Матвеева и Елисея Судакова (Вологодский многопрофильный лицей), Тимура Давлетбаева из Республиканского лицея Саранска. Источник фото: пресс-служба МФТИ.
Соревнуйтесь с самим собой
С точки зрения целеполагания важно настраиваться на результат. Концентрируйтесь на своем потенциале. Ваша задача показать и реализовать именно его и неважно, что покажет соперник. В этом и есть ваша цель.
Артем Воронов: «Перед поездкой на Международную олимпиаду мы делаем некоторую перекалибровку целей с участниками сборной. Если участник максимально настроен на то, чтобы привезти медаль, то любая неудача может его травмировать настолько, что он эмоционально выпадет из игры. Поэтому мы сразу договариваемся со школьниками о том, что критерий успешности – сделать максимально возможное. И если человек сделал все возможное и невозможное, но у него что-то не получилось, – ничего страшного».