Образовательная программа «Сириуса» – это 24 дня и 240 часов учебы. 60 из них – общеобразовательные занятия в школе, сюда входят проекты, исследования, научно-популярные лекции и междисциплинарные модули. Их содержание и уровень сложности школьники могут выбирать самостоятельно. Например, междисциплинарных модулей – около 70. О трех из них рассказал учитель школы «Сириуса» Алексей Аникаев.
Природа полета
Предметы: биология + физика
Что общего у самолета и птицы? И как «заставить» конструкцию летать? Ответы на эти и другие вопросы школьникам предлагают найти своими руками.
Структура этого модуля особенно понравится любителям квестов в реальности. Все участники делятся на команды. Перед ними несколько исследовательских станций с оборудованием, на каждой – одна задача и 10-15 минут для ее решения. Например, на одной из станций нужно определить плотность костей млекопитающего и птицы, а вот инструкций, как именно это сделать, в какой последовательности и какое оборудование из предложенного использовать, нет. Среди задач также сравнение скелета млекопитающего или земноводного и птицы, изучение строения пера под микроскопом и подъемной силы. Команды проходят все локации, а в финале жеребьевкой определяют, решение какой именно задачи представят своим условным соперникам. Если в споре рождается истина, то в таком финальном обсуждении школьники приходят к выводам, за счет чего птицы летают и каким образом это связано с физикой и биологией.
Физика физиологии
Предметы: физика + биология
Что такое цифровая лаборатория по физиологии? В этом модуле школьники не только осваивают ее основные принципы работы, но и самостоятельно измеряют показатели жизненно важных функций – пульс, артериальное давление (АД) и даже записывают электрокардиограмму. И, конечно, получают ответ на вопрос: в чем связь между физикой и физиологией?
Занятия начинаются с обсуждения: что такое артериальное давление, почему, когда мы его измеряем, получаем два числа и что они значат? Разобравшись в терминах, подключаем техническую часть – из чего состоит тонометр и почему его элементы соединены именно в такой последовательности, почему для измерения АД мы должны создать в манжете давление выше, чем давление в артерии. И, наконец, что происходит внутри автоматического тонометра? Школьники на занятиях модуля изучают каждый из этих вопросов, а затем сравнивают свои показатели АД и пульса в спокойном состоянии и после небольших физических упражнений.
Митоз. Анимация
Предметы: биология + информатика
Вот вам рецепт, как на всю жизнь запомнить стадии митоза – процесса деления клеток. Берем смартфон и микроскоп. Делаем микрофотографии клеток на разных стадиях деления. Обрабатываем фотографии, загружаем их в видеоредактор. Расставляем в правильной последовательности. Нажимаем «сохранить». Получаем анимационный ролик, иллюстрирующий митоз. И бонус – массу положительных эмоций и навык работы в базовых фоторедакторах. Именно этим и занимаются школьники на модуле «Митоз. Анимация».
Заранее готовиться и изучать митотический цикл не обязательно. Занятия начинаются с дискуссии, на которой преподаватель все объяснит и ответит на вопросы, затем школьники рассматривают стадии митоза на микропрепаратах, чтобы закрепить теорию визуально. И уже потом вооружаются видеоокуляром и ноутбуком или штативом и мобильным телефоном. Каждая из стадий митоза может быть в разном состоянии, поэтому, очевидно, что нужно сделать больше шести снимков. Чем больше, тем точнее получается анимация.