help@sochisirius.ru

Организационный психолог, специалист в области управленческого консалтинга рассказывает, по каким полочкам укладываются знания в голове и как работает наш «приемник» информации.

Каждый школьник знает, как минимум, одну хитрость запоминания информации. Запомнить порядок русских падежей можно по начальным буквам слов в «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Правильно писать «ы» после «ц» поможет фраза «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул "цыц"». Для запоминания грамматических правил и исключений тоже придуманы считалки: «Кто в глаголах пишет "ца" – настоящая овца!» или «Долго ели тОрты – не налезли шОрты!» А как быть, когда надо запоминать больше – длинные тексты, термины, имена, фамилии, даты, иностранные слова?

Кроме рифмованных шпаргалок, в психологии памяти есть много средств и инструментов – так называемых мнемонических техник («мнемоника», от греч. mnemonika – искусство запоминания).

«Ворота памяти – это внимание. Если человеку сложно сохранять концентрацию внимания, ворота не откроются, – говорит Екатерина Зиброва. – Поэтому я рассказываю ребятам о техниках, с помощью которых можно расширить периферийное зрение, увеличить гибкость когнитивного мышления, развить внимание и концентрацию».

Таблицы Шульте. Немецкий психотерапевт придумал эти таблицы для психодиагностики и исследования свойств внимания, и с тех пор ими пользуются как тренажером для развития зрительной памяти, периферийного зрения и наблюдательности.

Как это работает: таблица заполнена числами или буквами без какой-либо логической последовательности. Надо смотреть строго в ее центр и боковым зрением находить цифры по нарастанию или буквы по алфавиту. Пять минут внимательно смотрим, затем закрываем и пытаемся воспроизвести. И так каждый день, но не более 10 подходов (чтобы не устать). Допускаются недолгие перерывы, только в это время нельзя читать, смотреть кино – это сильно дезориентирует. Таблицы бывают разного размера, но начинать лучше с маленьких, 2х2 ячеек и по мере наработки скорости уже переходить к таблицам 6х6, 7х7 и выше. 

Электронный алфавит нового кода НЛП. Вариант Алфавита, предложенный лингвистом Джоном Гриндером. Лист А4 разлинован на 30 клеток. В каждую вписаны по две буквы. Верхние – соответствуют алфавиту, а нижние – считаются вспомогательными и обозначают слова: П – «правая», Л – «левая», В – «вместе» (иногда буква «В» заменяется буквой «О», что обозначает слово «обе» и имеет тот же смысл). И верхние и нижние буквы одного размера и одного стиля.

Как это работает: ты произносишь вслух верхние буквы, и одновременно с этим, поднимаешь правую, левую или обе руки вместе, в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой («П», «Л» или «В» соответственно). Затем таким же образом читаешь алфавит в обратном порядке. Чтобы усложнить задачу, можно читать буквы по столбцам, строчкам, "змейкой" и т.п. Такое упражнение всего за 10-15 минут помогает войти в состояние сверхпродуктивности – и ты учишься очень быстро решать сложные задачи.

Кривая Эббингауза. Немецкий психолог Герман Эббингауз слыл ученым настойчивым: будучи одержим идеей изучения «чистой» памяти (запоминание, на которое не влияют процессы мышления) он построил так называемую «кривую забывания» и доказал, что скорость забывания заученного материала падает после каждого повторения! Быстрее всего забывается только что заученная информация (примерно через час в голове не остается и половины). Через 10 часов «улетучивается» около 65% информации, а через месяц едва остается 20%. Поэтому он придумал, как «прокачать» память и предложил наиболее эффективный график повторений.

Как это работает: допустим, у тебя всего два дня, чтобы выучить пять глав параграфа. Тогда первое повторение должно идти сразу после того, как закончил читать; второе – через 20 минут после первого; третье – через 8-10 часов после второго; четвертое повторение – через сутки после третьего.

Есть еще долгосрочный режим повторения:

Первое повторение – после того, как закончил чтение;
Второе повторение – через полчаса после первого;
Третье повторение – через 24 часа после второго;
Четвертое повторение – через 3 недели после третьего;
Пятое повторение – через полгода после четвертого.

Тест Струпа основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета. Например, когда слово «красный» написано зеленым. Эта методика называется «Словесно-цветовой интерференцией» и нужна для диагностики и тренировки когнитивной гибкости.  

Как это работает. Суть теста в том, чтобы быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. Если «синий» написано красным, сказать надо именно красный.  Цвет и текст мы воспринимаем разными отделами полушарий, а Струп тест нужен для того, чтобы распределить нагрузку и развить навыки восприятия.  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2020 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!