help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» завершилась партнерская образовательная программа «Будущее за тобой» для учеников Газпром-классов, организованная Тюменским индустриальным университетом. Итогом стала защита кейсов, над которыми старшеклассники из 18 регионов России работали в течение недели.

В программе приняли участие 54 школьника – это лучшие ученики Газпром-классов со всей страны. Кейсы для решения им предоставили две организации: «Газпром недра НТЦ» и «Нефтегазпроект». Школьники в командах решали шесть задач, связанных с освоением арктического шельфа. Ребята учились пользоваться методами геофизики для поиска полезных ископаемых и рационально осваивать недра, проектировали бурильные установки и обрабатывали многомерные данные из анализов кернового материала.

Платформа для бурения на арктическом шельфе
Победители в номинации «Лучшее решение кейса»

Освоение арктического шельфа – задача, сопоставимая с покорением космоса или атомной революцией. Эксперты прогнозируют, что в скором будущем более 80% углеводородов будут находить на этих территориях. Но сейчас бурение в арктических морях сводится к созданию единичных скважин во время «бурового окна» (когда нет льда) и носит скорее экспериментальный, а не промышленный характер. Для непрерывной разработки месторождений нужна сложная ледостойкая техника. 

На программе школьники спроектировали и представили конструкцию буровой установки, которая способна работать на арктическом шельфе круглый год.

«Первые два дня мы искали варианты конструкций, вдохновляясь различными патентами. На третий день смогли изобразить наше решение, и работа закипела: кто-то рассчитывал финансы, кто-то разрабатывал инженерно-технические схемы. Мы называем нашу разработку “магический бублик”. Он состоит из нескольких модулей, которые надеваются на опору буровой и защищают ее со всех сторон от проплывающего льда. В холодное время установка сама плавит лед на опорах. За счет этого буровая может работать практически круглогодично»,  – рассказывают школьники.

По словам ребят, их модель буровой установки может быть мобильной. Это особенно важно, когда надо проверить несколько точек в поисках месторождения.

Экологический мониторинг в Арктике
Победители в номинации «Лучший эксперимент»

Участники этой команды решали общую проблему для всех организаций мира, которые уже добывают ресурсы на Арктическом шельфе. Ребята разрабатывали дистанционные методы контроля экологической ситуации в районах месторождений, системы слежения, скажем, за разливами нефти или выбросами газов.

«Мы предположили, что можно создать квадрокоптер весом до 30 кг, который будет вести видеосъемку в реальном времени, а также с помощью тепловизора – отслеживать поведение живых существ. Если тепловизор показывает, что животных практически нет, очевидно, это будет указывать на плохую экологическую обстановку. К аппарату мы также присоединим нефтегазовый анализатор, чтобы измерять показатели воды и концентрацию нефтепродуктов в ней»,  – говорят участники. 

Школьники предусмотрели и способы борьбы с экологическими катастрофами, если они все же произошли. Ребята смоделировали в емкости с водой разлив нефти и устранили последствия аварии с помощью торфяного мха – он полностью биоразлагаем, а значит, безопасен для экологии.

Методы геофизики для поиска углеводородов в российской Арктике 
Победители в номинации «Лучшая презентация»

Во всем мире растет потребность в углеводородном сырье и одновременно истощаются его запасы на суше. Выход – поисково-разведочные работы в акваториях. Но искать углеводороды в Арктике сложнее всего из-за экстремальных климатических условий и экологической уязвимости района.

Перед школьниками стояла задача подобрать оптимальный комплекс методов для геологоразведки на Арктическом шельфе.

«Северный Ледовитый океан только начинают осваивать с точки зрения добычи полезных ископаемых. И открытых данных нет не только в России, но и в мире. Поэтому мы столкнулись с определенными трудностями при расчетах стоимости проекта. Мы совместили существующие разработки, обобщили лучшие практики и предложили использовать для поиска новые автономные сейсмоприемники»,  – комментируют ребята. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!