Очередная программа повышения квалификации для педагогов собрала в Образовательном центре «Сириус» 25 преподавателей биологии. Учителя знакомились с актуальными методиками и технологиями подготовки детей ко Всероссийской олимпиаде школьников. Своим опытом делились ведущие эксперты в этой сфере.
Мы побывали на занятиях и попросили преподавателей программы рассказать ключевые тезисы.
Про работу педагога
Советует: Глеб Швецов, профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии, кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного областного университета.
– Умей то, чему учишь
Практический тур – половина вклада в общую оценку. Провести вскрытие беспозвоночного или сделать срез с растения – если у учителя нет навыков, как держать инструмент, он не сможет привить их ученику. Наставник должен на практике продемонстрировать ребенку то, что предстоит на олимпиаде.
– Находи возможности для развития
Педагогу не стоит обижаться, что ему кто-то что-то не дает и чем-то не обеспечивает. Под лежачий камень вода не течет. Учитель сам ответственен за свой рост и развитие.
– Ищи подход к каждому
– Хороший учитель – это немного психолог. В работе с талантливыми детьми очень важно учитывать психологические особенности каждого. Создайте для ребенка условия, в которых ему комфортно самостоятельно усваивать знания. Помогите ему преодолеть внутренние зажимы – кризис одаренности и креативности, мотива достижения, груз ответственности. И вы увидите, как ребенок начнет расти.
Про взаимодействие с детьми
Советует: Галина Белякова, заместитель декана биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член Центральной предметной методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук.
– Выходи за границы школьного учебника
Когда учитель зажат в рамках своего предмета, у него нет возможности широко посмотреть на направления и достижения современной биологии. Эта наука сегодня развивается очень быстро, каждые 5-10 лет появляются новые данные. Поэтому педагогу важно выходить за границы объема школьных знаний и понимать, как и куда движется биология. Он должен быть информирован о том, что требуется от школьников на олимпиаде, и с каким проблемами во время подготовки можно столкнуться. Например, одна из таких проблем – в школьных учебниках часто попадаются ошибки и устаревшие данные.
– Усиливай стержень
Сильный учитель заинтересовывает своим предметом. Поэтому так важен внутренний стержень, а стержень держится на знании. Если ученик спрашивает, а учитель не может ответить, во взаимоотношениях появляются сложности.
– Комплексная работа
Подготовка к олимпиаде – это комплексная задача, в которой задействованы три компонента. Учитель, который закладывает фундамент и интерес. Ребенок, который занимается самостоятельно. И дополнительное образование, с помощью которого база превращается в хорошие знания. Только так. Если выбить один из этих кирпичиков – ничего не получится.