Участники третьей Международной российско-индийской проектной программы создают универсальный алгоритм, который поможет найти и удалить проблемы в олимпиадных заданиях и улучшить структуру олимпиады по любому предмету. Разработанный подход в дальнейшем будет использован на собственной платформе Образовательного центра «Сириус» для проведения олимпиад.
Несколько месяцев назад многие очные олимпиады перевели в онлайн-формат, который открыл мероприятиям дополнительные возможности. К примеру, для дистанционной олимпиады можно создать персональные задания для каждого школьника для самостоятельного решения. Для этого создается одна задача и несколько ее «клонов» – различных вариантов, которые случайным образом распределяются между участниками. При этом необходимо, чтобы все школьники были в равных условиях и решали задачи равной сложности.
Найти задачи, которые легче или сложнее других «клонов», и убрать их из онлайн-олимпиады и предстоит участникам российско-индийского проекта. Ребята обрабатывают результаты уже состоявшихся олимпиад и тех, которые как раз проходят в онлайн-режиме. Школьники изучают задания с помощью математического моделирования, когда один и тот же эксперимент проводят много раз и потом анализируют результаты. Если участники выясняют, что варианты задачи статистически сильно различаются по сложности, то убирают неподходящие «клоны». Тем самым получится уберечь школьников, которым еще предстоит решать задачи, от нежелательных вариантов.
Итогом совместной проектной работы станет универсальный алгоритм, который в процессе прохождения участниками олимпиады выявляет недочеты в заданиях и сообщает о них отвечающим за мероприятие методистам. Также на основе проведенной работы и полученной информации команда сформулирует отчет по онлайн-олимпиаде со всеми данными. В дальнейшем алгоритм и отчет смогут использовать как авторы и методисты заданий, так и организаторы интеллектуальных соревнований по любому предмету, чтобы сравнивать разные олимпиады, делать выводы об их качестве и улучшать структуру: глубоко изучить результаты и увидеть в них закономерности, понять, какой вариант сложнее или, наоборот, существенно легче и есть ли недочеты в самих заданиях.
Работу с российской стороны курируют проджект-менеджер образовательной платформы «Сириуса» Ольга Большакова и старший разработчик в области биоинформатики в компании BIOCAD Александр Садовников. С индийской стороны наставником ребят стал преподаватель робототехники и технических дисциплин образовательной организации LLF Динеш Кумар.
«У нас уже написана программа, которая на входе получает информацию, как школьники решали задачи олимпиады – например, на какой минуте был дан ответ, был ли он верным, сколько баллов за него назначено. В итоге программа выдает несколько таблиц с анализом сложности вариантов задач, – сказала Ольга Большакова. — Мы ожидаем, что в ходе совместной работы ребята прежде всего научатся получать практический результат. Мы действительно заинтересованы в этом проекте: самые удачные метрики и алгоритмы планируем внедрить в образовательные сервисы ”Сириуса” сразу по завершении программы».
Все участники проекта программируют на языках Python и Javascript. Также два школьника оказались знакомы с методами машинного обучения, отсюда возникла идея решить и несколько оптимизационных задач. Например, надо назначать баллы за задачи таким образом, чтобы можно было провести оптимальную границу между победителями олимпиады и остальными участниками.
«Я выясняю, за решение каких сложных задач можно дать больше баллов, чтобы школьники получили наибольшее количество дипломов, — рассказала участница программы, 10-классница из Саратова Ксения Боровкова. — При этом число дипломов не должно выходить за поставленные рамки: их могут получить не более 25%. Я тренирую свой алгоритм на двух олимпиадах: по математике, состоящей из 8 задач, и по биологии, состоящей из 18 задач, а позже его можно будет запускать на любой олимпиаде».
Сотрудничество России и Индии в воспитании талантливых детей было инициировано в мае 2018 года во время встречи Президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди в Образовательном центре «Сириус». Всего в третьей Международной российско-индийской программе участвуют 48 учеников 9–11 классов, по 24 от каждой страны. Программа направлена на разработку восьми технологических и инновационных инженерных проектов – веб- и мобильных приложений для решения глобальных проблем современности, актуальных для обеих стран. Школьники изучают опыт ведущих IT-компаний Индии и России, работают в составе международной команды, применяя на практике знания по информатике, программированию и большим данным. Завершится проект 21 ноября.