Управлять компьютером силой мысли, создавать собственные приложения и умные чат-боты научились участники программы «Алгоритмы и анализ данных». Она объединила в «Сириусе» 45 талантливых школьников 9–10 классов из 20 регионов. Программа была подготовлена сотрудниками компании Яндекс и ведущих вузов России.
Значительная часть программы была посвящена олимпиадному программированию. Школьники изучили алгоритмы, структуры данных, тренировались решать задания олимпиад прошлых лет. Такой интенсив поможет старшеклассникам хорошо выступить на Всероссийской олимпиаде по информатике или на уровневых олимпиадах и благодаря этому поступить в ведущие вузы. Важной частью курса стали и обзорные технологические лекции от специалистов компании Яндекс. Это дало школьникам представление о профессиях и трендах индустрии.
«Искусственный интеллект – очень быстро развивающаяся сейчас область, в которой много открытых направлений для исследований. И остро не хватает ученых, исследователей, опытных разработчиков, которые эту область будут развивать. Нужны не только программисты, но и математики с серьезной фундаментальной подготовкой, – говорит руководитель программы,академический руководитель программы "Прикладная математика и информатика" в НИУ ВШЭ" Евгений Соколов. – В “Сириус” приезжают, без сомнения, одни из самых одаренных школьников, и будет здорово, если они попробуют свои силы в этом направлении и выберут его в качестве своей профессии. Именно они когда-то совершат все важные открытия в этой области».
Евгений отмечает, что сфера технологий искусственного интеллекта сегодня одна из самых высокооплачиваемых. Она приносит большую пользу экономике, ведь с помощью ИИ получается автоматизировать самый разнообразный труд, эффективнее выполнять многие задачи. И цифровая экономика будет во многом строиться на этих технологиях.
Эксперты уверены, что заинтересовать школьников этим направлением можно только на реальных примерах. Поэтому во второй половине программы старшеклассники работали в небольших командах по 3–4 человек над практическими проектами по анализу данных под руководством менторов из IT-индустрии: компании Яндекс и других партнеров «Сириуса».
Один из самых интересных проектов – анализ мозговой активности. В «Сириус» привезли специальное оборудования для считывания сигналов головного мозга. Школьники научились анализировать эти сигналы и создали алгоритм, с помощью которого можно управлять фигурами в компьютерной игре не джойстиком или мышкой, а силой мысли. В будущем, чтобы направлять своих персонажей в играх, нужно будет лишь подумать «иди вправо, прыгай, иди влево». Это произведет революцию в компьютерных играх.
Другое применения этой технологии – набирать сообщения на телефоне мыслями. По мнению экспертов программы, это станет возможно уже в ближайшем будущем. Чтобы методы искусственного интеллекта заработали, им нужна обучающая выборка – примеры того, как это делать. Как их получить? Оборудование во время эксперимента считывает сигналы. Участника просят думать о чем-то конкретном, например о букве «а». И программа считывает этот пример и запоминает. Дальше ее учат находить среди всего шума и массива информации эти сигналы. Чтобы понимать, о чем думает человек. Именно с такой концепцией обучения машин и знакомились школьники.
Еще одна разработка участников программы поможет российским школьникам готовиться к ЕГЭ. По каждому предмету единого госэкзамена так много примеров задач, что ни у одного ребенка не будет столько времени, чтобы решить их все. Школьники «Сириуса» создали умный чат-бот, который умеет определять сильные и слабые стороны ученика. Пользователю бота предлагают выполнить задания. Бот хвалит за те, с которыми человек справился, а дальше выбирает из огромной базы примеров те, которые получаются у школьника не так хорошо. В будущем умный чат-бот сможет, анализируя, как старшеклассник решает задания, советовать, какие темы ему нужно повторить. Участники проекта применили интеллектуальные алгоритмы, чтобы бот искал похожие задачи и мог выстроить траекторию обучения пользователей.
По мнению экспертов, реальные кейсы помогут молодым программистам и математикам определиться, в какую сторону они хотят развиваться профессионально.