help@sochisirius.ru

В регионах России началась защита проектов в рамках программы «Сириус.Лето». Команды вели разработки весь учебный год, а сейчас представляют итоги своей работы. По условиям программы школьники, объединившись в команду, под руководством студентов-наставников региональных вузов выбирают одну из проектных задач, которые предлагают партнеры «Сириуса» – предприятия, компании, крупнейшие университеты и научные институты, представители бизнеса и ИТ-сферы. Работа ведется весь учебный год. Решения команд оценивают эксперты «Сириуса», а также непосредственно представители компаний-заказчиков, которые поставили ту или иную задачу. 

В 2024 году целый ряд проектов был связан с разработкой продуктов на основе машинного обучения и искусственного интеллекта. Еще одним направлением стали проекты в области создания игр. Например, по заданию от ОЦРВ школьникам нужно было разработать корпоративную игру, которая позволит погрузиться в специфику работы машиниста и его помощника. Ключевыми особенностями игры были обозначены кооперативное действия двух игроков и вербальное взаимодействие играющих, так как в процессе игры им необходимо договариваться о том, как решать задачи, возникающие в процессе управления поездом. Такой продукт призван повысить имидж профессий в сфере железнодорожного транспорта и рассказать о них людям, далеким от этой сферы. 

Один из участников проекта – учащийся второго курса колледжа НТУ «Сириус» Никита Овчанков. Он увлечен 3D-моделированием и благодаря проекту смог применить свои навыки. Перед началом работы команда изучила аналоги и пришла к выводу, что ни одного подходящего под задумку продукта пока не создано. 

«Одни продукты сильно упрощены, буквально до одного клика, другие, наоборот, очень перегружены и скорее напоминают тренажер. Ни одно из решений не отражает процесс взаимодействия машиниста с помощником. Нашим решением стала  игра для двух человек, задача которой – познакомить игроков с работой сотрудников поездной бригады на примере управления пассажирским поездом. По замыслу наша игра выводится на большой экран и управляется с помощью мобильного телефона. Поиграть смогут все желающие, например, на тематических площадках РЖД и экспозициях компании на крупных мероприятиях», – рассказывает Никита

Для работы над задачей было сформировано три проектные группы. Одна подгруппа занималась 3D-моделированием, другие ребята выступали в роли технических художников, третьи отвечали за разработку. Большое внимание было уделено взаимодействию команд между собой, так как это наиболее ценный опыт для дальнейшей интеграции в студиях по разработке коммерческих игр. Для проекта школьникам предстояло детально разработать целый список трехмерных моделей. В рамках создания игры для группы моделирования был организован отдельный курс по Blender с индивидуальной обратной связью и ежедневными разборами проделанной работы.

Подключиться к игре можно с помощью QR-кода, сгенерированного на экране интерактивной панели или телевизора, после чего телефон в руках игрока превращается в мультифункциональный джойстик. С его помощью можно управлять персонажем и поездом, устранять неисправности, возникшие во время движения, управлять дверьми для посадки и высадки пассажиров.  

В процессе прохождения игры пользователь выбирает скорость, следит за окружающей обстановкой и пассажирами, дорожными сигналами, делает необходимые остановки и многое другое. Играть одновременно могут два человека: первый выступает в роли машиниста, второй – в роли помощника. Игроки могут не только изучить упрощенную модель управления поездом и познакомиться с возникающими задачами, но и отточить навыки взаимодействия. В настоящее время у команды готов первый вариант игры. В планах – доработать ее, внедрить новые игровые ситуации, добавить обучающий элемент в виде звуковых подсказок и разработать мобильную версию. 

По заданию от «Тинькофф» участники Сириус.Лето внедряли элементы хезитации в речь голосовых роботов, чьей задачей является решение вопросов клиентов, звонящих в поддержку компании. Хезитации – это паузы и междометия, возникающие в речи, которые делают ее более похожей на человеческую. По статистике, человекоподобное звучание робота позволяет создать впечатление, что на связи «настоящий» эксперт, что помогает продолжить разговор и успешно разрешить проблему клиента. При этом голосовые сервисы позволяют разгрузить работу операторов и быстрее обрабатывать запросы. 

«Цель нашего проекта – сделать роботов более человечными и снизить нагрузку на кол-центры. Мы разработали приложение, в его основе –модель машинного обучения, которая анализирует голос робота и выбирает подходящее место для добавления хезитации, как это звучало бы в речи реального человека. Пользователь вводит в строку необходимую фразу, и система добавляет эти элементы. Для того чтобы обучить нашу модель, мы собрали аудиозаписи из открытых источников и из внутренних данных компании, которые содержали примеры речи с хезитациями. Далее разметили эти места и обучили модель на собранном датасете. Также мы собрали аудиозаписи дикторов без хезитаций, чтобы протестировать систему», – рассказывает участник проекта, 11-классник Лицея № 150 из Санкт-Петербурга Филипп Игнатенок

В результате школьникам удалось создать собственную демо-модель, добавляющую хезитации в речь. Модель доступна для дальнейшего дообучения, которая позволит делать речь робота еще более естественной. 

Итоги этих и других проектов будут презентованы в течение мая на итоговых защитах. В 2023/24 учебном году «Сириус» реализует программу в четвертый раз. Проекты программы «Сириус.Лето» участники могут представлять на различных всероссийских конференциях и конкурсах, в том числе на научно-технологическом конкурсе «Большие вызовы». 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!