В Парке науки и искусства «Сириус» 19 марта состоялась пресс-конференция, посвященная строительству нового Концертного зала. На ней эксперты рассказали о будущем масштабного проекта, аналогов которому нет в мире. К строительству привлечены ведущие специалисты: благодаря им комплекс станет сложнейшим инженерным и архитектурным сооружением с уникальной системой акустики, идеально вписанным в ландшафт.
Участники пресс-конференции – члены Художественно-экспертного совета, сопровождающего все этапы проектирования, возведения, запуска и функционирования нового комплекса.
Состав Совета руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева представила 15 марта в Кремле на встрече с Президентом России Владимиром Путиным. В него вошли ведущие деятели отечественного и мирового искусства – Валерий Гергиев, Светлана Захарова, Денис Мацуев, Семен Михайловский, Владимир Спиваков, Валерий Пясецкий, Александр Сладковский, Алексей Шалашов, Сергей Шумаков, а также двое выпускников «Сириуса»: пианист Иван Бессонов, первый российский музыкант – победитель конкурса молодых исполнителей классической музыки «Евровидение – 2018» в Эдинбурге, победитель конкурса «Созвездие», и Ольга Стурова из Воронежа, молодой педагог-фольклорист, член Ассоциации выпускников «Сириуса».
Председателем стал художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, народный артист России, соучредитель Фонда «Талант и успех» Сергей Ролдугин.
«Хороший концерт во многом зависит от площадки, на которой проходит. Мне есть с чем сравнить акустические характеристики залов: были и такие, в которых невозможно работать. А вот создать пространство, где молодые профессионалы смогут зазвучать в полную силу, во всю свою мощь – это как открыть перед ними все двери. Перед нами стояла цель создать что-то принципиально новое, чего еще нигде нет. И это накладывает огромную ответственность на организаторов проекта и людей, которые вступили в Художественно-экспертный совет. Они готовы сделать все, чтобы этот высокотехнологичный многофункциональный концертный комплекс стал лучшим в мире – достойным нашей страны и нашей культуры», – рассказал Сергей Ролдугин.
Параметры и вариативность сцен нового комплекса подходят для всех видов исполнительского искусства, от больших хоров, театральных и балетных трупп до камерных оркестров, джазовых квартетов, оперных исполнителей и эстрадных певцов. Главный вестибюль трансформируется в музейно-выставочное пространство. Рядом – литературная гостиная с библиотекой, музыкальная гостиная, концертные залы – Главный (на 1 200 зрителей) и Малый (на 300 зрителей), репетиционные помещения для балета и оркестра, а также универсальный репетиционный зал.
«Такое многофункциональное культурное пространство, способное принимать международные, российские большие и маленькие коллективы, знаменитых исполнителей, по праву можно назвать уникальным. Эта площадка в какой-то степени станет экспериментальной – здесь можно показывать премьеры, ставить громкие театральные постановки», – прокомментировала ранее соучредитель Фонда «Талант и успех», прима-балерина Большого театра, этуаль театра Ла Скала Светлана Захарова.
Посетить концерт или балетный спектакль смогут гости города. Но главное – сами жители получат возможность вживую увидеть и услышать лучших мировых и российских исполнителей.
«Объекты культуры такого уровня меняют окружающую среду. Открытая и доступная, она будет комфортной, безопасной, интересной. Наша общая задача – сделать так, чтобы доступ к Концертному комплексу не имел никаких барьеров. На сегодняшний день в проектировании объекта учтены все нюансы. Я уверена, что он станет знаковым местом для федеральной территории “Сириус”, важнейшей фестивальной площадкой России и мира», – подчеркнула Елена Шмелева.
По ее словам, на сцене Концертного зала будут выступать и участники программ Образовательного центра «Сириус»: победители конкурса «Созвездие» и молодые артисты балета и исполнители, которые приедут сюда в будущем. Модель сопровождения талантливых выпускников, которая выстроена в Центре, подразумевает, что зал станет их отправной точкой на большую профессиональную сцену.
Художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай также отметил, что важно представить в программе Концертного зала только самых лучших артистов российского и международного уровня, которые сумеют открыть публике все грани искусства.
Уникальным Концертный комплекс делают специальные театрально-технические системы, которые создаются при экспертной поддержке Хорста Кункеля – специалиста высочайшего уровня. Один из самых известных проектов его компании в России – модернизация сценического оборудования главной сцены Большого театра.
Акустическая концепция Главного зала разрабатывается совместно со всемирно известным консультантом по акустике – Ясухисой Тойотой. В числе его работ – проектирование Концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе и Центра искусств Ричарда Фишера в Нью-Йорке.
Главный зал может использоваться как филармония или театр: тут предусмотрена удобная механическая система подготовки и смены декораций, перемещаемая оркестровая яма, которая позволяет менять соотношение площади сцены и зрительного зала. Есть проекционное оборудование, аудиовизуальные системы для создания спецэффектов.
Малый зал будет многоцелевым, он оснащен мобильной сценой, мобильными штанкетными подъемами, телескопической зрительской трибуной и станками.
Универсальный зал предназначен для репетиций творческих коллективов и мини-спектаклей. Зал репетиций оркестра подойдет для различных по составу коллективов, поэтому в помещении предусмотрена возможность подстраивать акустические параметры.
«Максимальная высота здания – порядка 50 метров, и, когда мы войдем в вестибюль, попадем в единое многосветное пространство на семь этажей. В нем будут художественные галереи, музей современного искусства, литературная гостиная, библиотека с книжным магазином. Это место, где можно будет провести целый день. Аналогов такому культурному общественному пространству пока нет», – рассказал главный архитектор проекта Андрей Литвинов.
Объемно-планировочные, технические и акустические решения Концертного зала, его программную дирекцию и принципы формирования репертуара обсудят на первом заседании Художественно-экспертного совета в «Сириусе» в эту субботу, 20 марта.