help@sochisirius.ru

На космической программе «Сириус-2021» в Кабардино-Балкарии продолжается работа над проектами.

Куратор направления «Terra Notum – Современное спутникостроение», методист компании «Спутникс» Денис Голиков рассказал в интервью, что в космосе делали спутники ребят, созданные в 2018 году в «Сириусе», и над какими задачами трудится его команда сейчас. 

– Денис Владимирович, что стало со спутниками, сделанными школьниками «Сириуса» на программе «Большие вызовы»?

– Они уже сошли с орбиты, проработав в космосе два с половиной года.  Это были два спутника «Сириус-Сат-1» и «Сириус-Сат-2». Школьники сами собрали их, спаяли, запрограммировали, откалибровали датчики, протестировали на стенде полунатурного моделирования. Затем космический корабль «Прогресс» доставил спутники на Международную космическую станцию, и во время выхода в открытый космос 15 августа 2018 года космонавт Олег Германович Артемьев запустил их в космос.

– В чем их задача?

–  Эти аппараты предназначались для исследования космической погоды: солнечных вспышек, геомагнитных бурь и прочих явлений, связанных с воздействием солнечной активности на Землю. Кубсаты подсчитывали космические частицы высоких энергий, а информацию передавали в НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, который размещает ее на сайте. Любопытно, что во всем мире такие спутники делают студенты. А вот в России – школьники. Это говорит и о высоком интересе наших детей к космосу, и, конечно, о возможностях дополнительного школьного образования.

–  Запуск спутников, пусть даже таких маленьких, стоит дорого. Есть ли вероятность, что из-за нехватки средств подобных проектов станет меньше?

–  Для профильного учебного заведения это подъемно. Современные специализированные школы и образовательные центры выделяют хорошие ресурсы на робототехнику и спецоборудование. При этом не обязательно начинать с настоящих кубсатов, стартовать можно, например, со школьного конструктора спутника, это недорого в данном сегменте.

Кроме того, «Роскосмос» ежегодно дает возможность школьникам и студентам сделать 12 бесплатных запусков на орбиту, в 2018 году мы как раз воспользовались этой возможностью.

Большое количество вузов и компаний, связанных с космическими технологиями, запускают сейчас научно-технологические образовательные проекты. Это большие возможности для ребят, которые интересуются космосом. Например, наше направление курирует Высшая школа экономики и компания «Спутникс».

– И какие задачи решают в этом году школьники вашего направления на космической программе?

– Они должны создать аппарат, способный ориентироваться в пространстве, определяя направление солнечных лучей и вектора магнитного поля, а также менять положение аппарата в пространстве с помощью маховика. Чтобы все это осуществить, команда работает на стыке разных научных знаний – программирования, конструирования, 3D-моделирования, физических расчетов.

–  Есть ли в ваших заданиях место творчеству?

–  А как же! Оно даже выходит на первый план. Мы просто сказали ребятам: сделайте солнечные батареи, которые будут наводиться на Солнце. А как это сделать – они должны продумать сами. Сейчас участники делают крепления сервоприводов и датчиков, паяют систему питания и управления. Потом все удачные конструкции можно будет применить в космосе уже на реальных спутниках. Уверен, что у ребят все получиться, они отлично справляются.  

Текст и фото: региональный центр «Антарес»

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!