В июне в Образовательном центре проходила программа «Твой шанс», на которой молодые хоккеисты боролись за первые контракты. Помимо занятий для юниоров, в программу вошел семинар для тренеров.
В нем участвовали 24 тренера, в том числе представители десяти команд Молодежной хоккейной лиги. Эксперты рассказали слушателям о методиках работы с хоккеистами и успешном опыте организации тренировочного процесса. Делимся советами специалистов о специфике работы с молодежными командами.
Про особенности планирования тренировочного процесса на уровне молодежных команд
Советует: Виктор Филатов, доцент кафедры теории и методики хоккея Национального государственного университета имени П.Ф. Лесгафта
– Помнить про возраст
Физиологическое развитие организма человека имеет свои закономерности, тем более в период пубертации. В 15-17 лет у хоккеистов этап спортивного совершенствования, а в 18-21 год – этап высшего спортивного мастерства, и работу с ними следует выстраивать с учетом физиологических, психологических и индивидуальных особенностей.
– Закономерности планирования
Придерживайтесь принципов периодизации, распределяйте нагрузки и направленность тренировок в соответствии с периодами, этапами, мезоциклами и микроциклами. Главное – не переусердствовать, а планировать согласно федеральным стандартам, национальной программе подготовки хоккеистов «Красная машина», учебникам по теории и методике хоккея, педагогическим наблюдениям и рекомендациям специалистов.
– Больше подвижных игр
Спортивные игры очень важны для молодых хоккеистов. Они развивают координационные способности, взрывную силу, ловкостные и скоростно-силовые качества, а также межигровые связи и технико-тактические взаимодействия игроков на тренировках и матчах. Игры можно проводить на льду и вне льда. Актуальны те, которые связаны с мячами различных размеров: баскетбол, футбол, флорбол, волейбол, ручной мяч, теннис большой и настольный, лакросс, хоккей с мячом, бол-хоккей.
Про индивидуальный подход к развитию технико-тактических навыков у молодых хоккеистов
Советует: Гадель Гумеров, тренер по индивидуальному развитию
– Замечать индивидуальные качества
Самые востребованные качества для молодого хоккеиста – соревновательный дух, навык владения шайбой, функциональный интеллект и скорость. Соревновательный дух – это основа развития: без стремления к победе и полной включенности в игру ничего не получится. Во владении шайбой важно ведение, укрытие, передача, прием передачи и завершение. Функциональный интеллект означает быстроту принятия решения и понимание игры: к примеру, нужно ли сейчас атаковать или лучше сохранить силы. Скорость имеется в виду не только физическая, но и мышления.
– Анализировать сильные и слабые стороны игроков
Наблюдайте за игроками, отмечайте их плюсы и минусы. Для этого существует визуальный анализ, видеоанализ и тестирование. Визуальный – просмотр хоккеистов на тренировках и во время соревнований, чтобы сравнить возможности спортсменов в разных ситуациях. Занятия лучше записывать на видео и позже детально изучать, как, к примеру, игрок ставит ногу при катании, как управляет своим телом. Также существует много методов тестирования, которые наглядно демонстрируют возможности хоккеистов: на скорость, на передачу с удобной и неудобной стороны, на бросок.
– Уделять внимание технике
У молодых хоккеистов есть проблемы с техникой. Многие игроки не умеют делать передачу с вытянутых рук: заводят их назад, тем самым ограничивая радиус движения шайбы и подсказывая сопернику свои намерения. То же самое и с отбором шайбы: хоккеисты держат клюшку в обеих руках, хотя лучше задействовать одну руку, а вторую использовать для удержания противника.
Про психологические особенности молодежи и применение психологии в тренировочном процессе
Советует: Людмила Ясенецкая, заместитель руководителя судейского учебно-методического центра Федерации хоккея России
− Личность прежде всего
Обучить профессионально и познать индивидуально – вот основные задачи, которые необходимо решить тренеру в молодежном хоккее. Воспитательная деятельность позволяет наставнику лучше понять своих подопечных, раскрыть не только хоккейный потенциал, но и личностный ресурс каждого. Чем слаженней будет коллектив, тем ближе и ощутимее – победы.
− Быть другом и наставником
Сегодня мало быть просто тренером, надо стать для молодежи примером, мотиватором и наставником. Не только разрешать или запрещать, но и быть для ребят надежной опорой, слышать, понимать и уважать каждого игрока. Помимо знаний, в воспитанников следует вложить частицу своей души.
− Учиться у молодежи
Тренировочный и воспитательный процесс – огромный труд, требующий больших физических и душевных затрат и терпения. Мы учим молодежь – она учит нас в ответ. У юных спортсменов можно почерпнуть силу духа, оптимизм, задор и беспечность.