Учитель физики тюменской гимназии № 16 Екатерина Костылева в 2021 году выиграла Всероссийский конкурс «Учитель года». Екатерине 28 лет, 8 из которых она в профессии. Преподавать она начала еще во время учебы в Тюменском госуниверситете, куда поступила на направление «Фундаментальная физика». Затем Екатерина окончила магистратуру, где училась на психологии.
Впервые она побывала в «Сириусе» в составе группы руководителей центров молодежного инновационного творчества по России. Это учреждения, которые помогают ребятам реализовывать различные проекты и обучиться 3D-моделированию, векторной графике, робототехнике и другим направлениям технологического творчества. А в 2018 году она стала финалистом Всероссийского конкурса «Большие вызовы для учителя».
В конкурсе участвуют педагоги, которые занимаются междисциплинарными программами и проектами общего и дополнительного образования. Им предстояло разработать авторские уроки, занятия и проекты. Екатерина в числе победителей получила возможность пройти стажировку в «Сириусе» и на практике представить свои идеи. А еще преподаватель познакомилась с проектом «Уроки настоящего» и стала наставником команды школьников в своем лицее.
Мы поговорили с Екатериной о том, как преподавать физику интересно, увлечь ребят проектной деятельностью и каким должен быть современный учитель.
Как преподавать физику интересно?
Нередко приходится слышать, что физика – это очень сложно. Как преподавать предмет интересно? На самом деле, я задаю себе этот вопрос на каждом уроке. Для себя я сформировала три так называемых педагогических «п»: проводник, погружение и персона. Проводник – это про то, что физика есть во всем, что нас окружает. Она в природных явлениях, быте, наших гаджетах. Я помогаю школьникам увидеть эту связь, эти проводники. Погружение – это про интерактивные методы работы на уроке, помогающие погрузиться в процесс. Так в занятиях появляется больше практики. А персона – это о людях. На своих уроках я стараюсь как можно чаще рассказывать о великих деятелях и ученых, которые внесли вклад в развитие физики. Школьники не просто изучают какие-то теоремы и формулы. Они понимают, кто за ними стоит. Такая эмоциональная окраска важна.
Про индивидуальный подход
Ребята в классе очень разные. У них разные интересы, взгляды, цели. Чтобы заинтересовать своим предметом спортсмена, я ищу связь физики с с его интересами. Например, мы изучаем механику бега или прыжков в длину с разбега. Связь можно найти с любой областью, потому что, как я уже говорила, физика во всем, что нас окружает. А еще я на своих занятиях часто даю задания, которые нужно решить в группе. Они составлены так, что участникам команды нужно распределить задачи и каждый может выбрать свою. При этом тема остается одной для всех, просто каждый подходит к ней со своей стороны.
О подготовке школьников к проектной деятельности и «Большим вызовам»
Это отличное поле для самореализации. И первый шаг здесь – мотивация. Успешная проектная деятельность начинается с нее. Мотивацию можно создавать как на обычных уроках, так и во время внеучебной деятельности. И если ребенка что-то зацепило, он будет развивать свою идею дальше. А задача учителя – пробудить этот интерес: например, показать взаимосвязь предмета с его хобби, любимым фильмом, придумать такое задание, в которое захочется погрузиться. Все это может стать полем для проектной деятельности. А откуда черпать мотивацию? Из понимания, как знания можно применить в обычной жизни. Нужно показать школьнику, что мы изучаем формулы не просто чтобы хорошо написать контрольную или сдать экзамен, а для того, чтобы внедрять знания в жизнь. И когда ребенок увидит эту связь, у него будет совсем другое отношение к предмету. Он поймет, что благодаря полученным знаниям сможет реализовать свой проект, который, может быть, даже изменит нашу жизнь. Очень важна роль учителя. Школьник должен чувствовать, что есть человек, на которого он может опереться и попросить совет. Но при этом ребенок должен чувствовать самостоятельность, чтобы было ощущение, что это именно его проект.
С чего начинается проект?
С выбора темы. Она должна вдохновлять. Если тема не близка или не интересна, то сложно надеяться на высокие результаты. Также мы должны оценить актуальность потенциального проекта. Нужно понять, зачем мы проводим эту работу, насколько она сейчас востребована, какие перспективы у исследования. Я использую в работе так называемый трек-лист, где мы прописываем стадии проекта и отслеживаем прогресс. Такая фиксация и контроль важны, чтобы не упустить ничего важного. На самом деле, современному школьнику важна самореализация. Интерес к проектной деятельности и конкурсам очень высокий. Мы здесь говорим и о «Больших вызовах», которые проводит «Сириус». Многим хочется попасть на образовательную смену, ведь это большой опыт, объективная оценка их деятельности профессионалами своего дела, новые знакомства, разные бонусы и, конечно, вдохновение.
О социальных сетях
Современные технологии можно и нужно внедрять в образование. Это близко детям и удобно педагогам. Конечно, сейчас мы ведем своего рода борьбу за внимание школьников, поэтому многие педагоги заводят свои образовательные каналы или же делают полезные подборки коллег, о которых рассказывают на уроках. YouTube, Инстаграм – это уже давно не только развлекательные площадки. Здесь можно найти очень много образовательного, научно-популярного контента. И задача педагога – направить ребенка и отобрать действительно качественную и полезную информацию. Если ребенок заинтересуется, это может стать хорошим подспорьем в учебе.
Должен ли учитель физики разбираться в других сферах?
Когда мы говорим о преподавании, мы говорим и о том, что наша задача – сформировать у ребенка целостную картину мира. Важно, чтобы школьник понимал, что происходит в мире, какие в нем совершаются открытия, какие экологические вызовы стоят перед современным обществом и многое другое. И чтобы рассказывать об этом, учитель сам должен быть разносторонним. А еще важен обмен опытом и знаниями между коллегами в школе. Мы много говорим про межпредметные связи – сейчас это актуальное направление. Чтобы внедрять его в жизнь, очень важны такие коммуникации.
О современном учителе
Это тот специалист, которому интересна его работа. Дети это очень чувствуют. Если педагог сам не горит своим предметом, как он сможет заинтересовать кого-то еще? Еще современный учитель – это тот, кто постоянно в поиске. Мир меняется очень быстро и, чтобы идти в ногу со временем и давать актуальную информацию, учитель должен постоянно обновлять знания, искать то, что актуально в его сфере. А также искать методы и приемы, которые заинтересуют современных детей.
Профессиональный девиз
«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Эта мысль очень помогает, когда приходишь в новый класс или начинаешь с ребенком работать над проектом. И еще мне очень нравится высказывание Христофора Колумба, который говорил, что вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. Когда педагог находится в творческом поиске, порой нужно отказаться от привычного и не бояться осваивать новое. Это касается и детей. Чтобы реализовать свой проект, нужно приложить много сил, погрузиться в него с головой. Но это определенно стоит того, ведь вам выпал шанс придумать что-то свое, то, что до вас вас никто не делал.
Что самое классное в работе?
Конечно, дети. Видеть, как они взрослеют, меняются, как из малышей вырастают серьезные молодые люди со своими мечтами и целями. Учитель – это профессия дальнего действия. Поэтому мне очень нравится, когда уже студентами они приходят в школу, делятся своими успехами, рассказывают о себе, о том, как полученные в школе знания пригодились им в дальнейшей учебе и жизни в целом. Наверное, для учителя это самое ценное.