Как проводятся научные бои, какие тренды есть в современной науке, как подавать сложный материал интересно для любой публики и эффективно выстроить проектную деятельность? Об этом поговорили с Дмитрием Коюдой – физиком, директором АНО «Лаборатория научных и образовательных проектов», руководителем студенческого научно-образовательного проекта «Турнир Трех Наук», продюсером медиапроекта «В мире ученых», директором по некоммерческому развитию Ассоциации Science Slam Россия. В «Сириусе» он провел три мастер-класса об управлении проектами.
Дмитрий, над какими проектами вы сейчас работаете?
У нашей команды есть несколько научно-образовательных проектов. Самый крупный – это «Турнир Трех Наук». Он существует с 2013 года. По замыслу, это соревнования студентов, которые решают научно-технические задачи. На турнире команды представляют решения и демонстрируют их команде-сопернику. При этом ряд задач поступает от наших компаний-партнеров. Самые успешные участники получают возможность пройти там стажировку. В этом году мы ввели онлайн-школы, чтобы эффективнее готовить ребят к этому формату научных боев. Второе нововведение – центр карьеры турнира. Мы будем оказывать содействие ребятам в построении карьеры. Тренинги, консультации, мастер-классы: будем учить составлять резюме, готовить сопроводительные письма, проходить собеседования.
Еще один наш проект называется «В мире ученых». Мы снимаем короткие фильмы про то, как живут и работают молодые деятели науки. Этот проект будет полезен ребятам, которые сомневаются в выборе будущей профессии. Также у нас есть формат Science Slam: когда молодой ученый выступает в клубе или на другой креативной площадке и доступно рассказывает о своих научных исследованиях. В связи с пандемией мы освоили и онлайн-форматы.
У вас был шоу-проект научных экспериментов Creative Science. А как рассказывать о науке креативно?
И детей, и взрослых можно впечатлить, если показывать ярко, красиво, но при этом не перебарщивать. У каждого эксперимента должно быть понятное объяснение. Мы же говорим про науку, а не про фокусы, значит, это должно быть и зрелищно, и познавательно. Прежде всего, наша команда – это ученые, которые хорошо разбираются в химии, физике и других науках.
А может научное шоу посоревноваться по популярности с традиционными ток-шоу?
Я не могу сказать, что это тот самый массовый контент, но мы получаем большой отклик. Область научных шоу очень широкая, экспериментов много. Зрителям нравится интерактивный элемент, когда они вовлечены в процесс. Поэтому для ученых-популяризаторов это может стать своего рода вызовом: сделать то, что до них никто не делал, и посоревноваться в популярности с авторами других шоу.
Можете вспомнить самую необычную подачу научного материала вашими спикерами?
У нас были разные истории, в том числе когда ученые делали рэп выступление: то есть писали стихи и речитативом рассказывали про свои научные исследования.
Какие сейчас есть тренды в науке? О чем интересно рассказывать публике?
Во время пандемии коронавируса мы наблюдали много фейков и домыслов. У людей в какой-то момент появился четкий запрос на источники достоверной проверенной информации. Важно показывать людям, где можно черпать эти данные. Актуально все, что связано с биологией и биомедициной, интересно наблюдать за открытиями в сфере трансплантации органов. Безусловно, это настоящий прорыв в области медицины. Также в тренде все, что связано с IT-специальностями, перспективами так называемых установок mega-science.
С чего начинается проектная деятельность? Где искать идеи? На что обращать внимание уже в процессе работы?
Разработку следует начинать с поиска проблемы конкретной группы людей, которым вы хотели бы помочь. Найти такие проблемы можно разными способами: мониторить СМИ, исследования, общаться с экспертами, проводить опросы, анализировать социальные сети. Дальше важно понять причины проблем и подумать над тем, как вы могли бы их устранить. Ресурсы тоже могут быть разными. Все зависит от специфики проекта: помещение, оборудование, информационные партнеры, транспорт, услуги связи, материальные ресурсы и, конечно, команда. На мой взгляд именно команда – это ключевой ресурс, без которого придется очень тяжело.
Для многих молодых ученых и разработчиков очень актуальны вопросы участия в разных конкурсах и получение грантов. Каким должен быть проект, чтобы претендовать на успех?
Важно, чтобы проект был понятен экспертам. Не нужно уходить в канцелярский язык. Даже если речь идет о серьезном научном фонде, составлять описание нужно понятным языком. Если говорить о смете проекта, то важно, чтобы она была понятна и прозрачна. Не надо игнорировать презентации, видеовизитки. Эксперт отсматривает огромное количество заявок. Если вы сможете выделиться на фоне конкурентов, то это точно добавит вам баллов.
А вообще, я настоятельно рекомендую в случае любого конкурса внимательно читать документацию. Очень часто грантодатели в открытом доступе публикуют перечень критериев, по которым будет оцениваться ваша заявка. Чаще всего в этом же документе вы сможете увидеть и так называемый вес каждого критерия: что более важно, а что менее.
Для того чтобы быть в курсе грантовых конкурсов для социально значимых проектов, рекомендую мониторить социальные сети Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Росмолодежи, Института развития интернета, а также всевозможные агрегаторы. Один из наиболее известных – это «Капитан грантов».