Когда на улицах городов появятся водоробусы и что придет на замену привычным заправочным станциям? Как это поможет экологии? Безопасно ли пить воду из выхлопной трубы такого транспорта? Об этом поговорили с Алексеем Паевским – заместителем руководителя Центра компетенций Национальной технической инициативы по новым и мобильным источникам энергии при Институте проблем химической физики РАН, основателем и редактором научно-популярных порталов, автором книг. Алексей Паевский часто приезжает в «Сириус» с лекциями для участников образовательных программ.
– Могли бы перечислить основные плюсы и минусы водородной энергетики?
– Начнем с того, что сам термин – водородная энергетика – не совсем правильный. Когда мы говорим в целом про энергетику, мы думаем о том, откуда берется энергия. Уголь и дрова мы добываем. С водородом такой возможности нет. Под водородной энергетикой мы понимаем водород как промежуточный носитель энергии. Сначала мы его получаем, затратив энергию, а затем из него эту энергию извлекаем. Плюсы у такого подхода, конечно же, есть. Главный – отсутствие выбросов углекислого и других видов газа в воздух. На выходе мы получаем электроэнергию и воду. К выхлопной трубе электромобиля мы можем подставить стаканчик и выпить эту воду. Я сам так делал. К тому же система топливных элементов и водородные баки запасают намного больше энергии на единицу массы, чем аккумулятор. И в этом случае автомобиль или дрон проделают большее расстояние.
К минусам можно отнести проблемы хранения и транспортировки водорода. Единого комфортного способа пока нет.
– Какие решения на основе водорода сегодня уже получили массовое применение?
– В первую очередь, массово водород уже сейчас используется как энергоноситель в электротранспорте. Самый распространенный вид транспорта – это водородные автобусы. Они применяются сегодня во всем мире. В скором времени они могут появиться и в России для самого обычного применения в качестве общественного транспорта. Также в водороде можно запасать электроэнергию из возобновляемых источников, ведь ветер дует не постоянно, так же, как и на смену солнечным дням может прийти пасмурная погода. Поэтому, когда энергии много, ее нужно запасать. Кроме этого, водород и в других случаях может использоваться как портативный источник электроэнергии, что актуально, например, для отдаленных северных территорий.
– Какие проекты в этой области, на ваш взгляд, могут быть реализованы в ближайшем будущем?
– Если говорить о водородных проектах России, их можно разделить на две части: транспортные и комплексные. К первым, прежде всего, относятся водоробусы. Сейчас уже есть два образца этого вида транспорта, которые были созданы в России – КамАЗ и ГАЗ. В следующем году водоробусы уже должны пойти в опытную эксплуатацию в Москве. Но для этого нужно будет сделать еще один важный шаг. Водородный транспорт нужно заправлять, поэтому будут создаваться такие заправки. Водород очень выгоден для тяжелого грузового транспорта, беспилотного в том числе. Поэтому есть концепция водородного транспортного коридора «Москва — Казань — Екатеринбург». Вдоль трассы нужно построить водородные заправки.
Следующий шаг – это внедрение беспилотных грузовиков, которые смогут проехать на одной заправке до тысячи километров.
Второе направление – комплексные проекты, где будут задействованы все возможные водородные технологии. Первый будет реализован на Сахалине. Здесь будет производиться как зеленый водород с использованием энергии ветра и солнца, так и голубой водород, который мы получаем из природного газа, после чего должны захоронить углекислый газ, чтобы он не попал в атмосферу. На Сахалине будут водородные электрички, беспилотный транспорт, в том числе морской. Есть еще один большой проект с массовым использованием водородных технологий. Он называется «Снежинка». Это арктическая станция, которая полностью обеспечивает себя энергией, использует водородный транспорт, беспилотники, вездеходы и другую технику на водороде. Примерно через пару лет станция должна быть полностью сооружена, и такой проект станет модельным. Арктические станции такими и должны быть.
– На ваш взгляд, в будущем водород сможет полностью заменить уголь и природный газ?
– Как я уже говорил, водород – промежуточный источник энергии. В чистом виде водорода в природе практически нет. Когда мы говорим о четвертом энергопереходе, мы имеем в виду переход с газа как основного энергоносителя на возобновляемые источники энергии. Это солнце, ветер, гидроэлектростанции. И на мой взгляд, в будущем водород будет использоваться как промежуточный энергоноситель, например, в автомобилях. И в городах он будет также применяться в этом качестве, а саму энергию будут получать из ветра, солнца, воды и атома.
– А какими должны быть масштабы такого перехода, чтобы существенно снизить воздействие на окружающую среду?
– Это немного философский вопрос, потому что точных данных нет ни у кого. По-прежнему ведутся споры о величине антропогенного вклада в глобальное потепление. Но спорить о том, что глобальное потепление есть, невозможно. И отвечать на него мы как раз можем внедрением и популяризацией альтернативных способов получения энергии. Конечно, эти масштабы должны быть большими. Все крупнейшие страны взяли на себя обязательства к середине этого века снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. В России в ближайшем будущем стартует первый пилотный проект по достижению углеродной нейтральности на Сахалине. Он будет транслироваться на другие субъекты.