Павлу Миронову из Волгограда было 15 лет, когда он приехал в Образовательный центр «Сириус» на «Большие вызовы», чтобы совместно с компанией «Геоскан» создать беспилотный квадрокоптер для поиска людей, потерявшихся в лесу. После завершения проекта сотрудничество с организацией продолжилось. Павел участвовал в создании новой модели программируемого дрона, а в этом году вновь приехал на «Большие вызовы», но уже в качестве эксперта и преподавателя.
Ты был в «Сириусе» на «Больших вызовах» в 2019 году. Каким проектом ты занимался на программе?
В 2019 году я занимался проектом, который назывался «Поиск пропавших людей в лесу при помощи дронов». Тогда программируемый квадрокоптер «Геоскан Пионер» умел летать по точкам и решать несложные задачи. Мы поставили на него аппаратные платформы Arduino и Raspberry Pi, научили летать, ориентируясь по камере и ультразвуковым датчикам, запустили распознавание людей. Мы провели испытания дрона и в конце программы представили прототип, который самостоятельно облетает препятствия и ищет людей. Он может летать по лесу под кронами деревьев и находить потерявшихся людей.
Как продолжилась твоя работа над этим проектом после окончания программы?
После «Больших вызовов» мы с товарищем стали участвовать в соревнованиях, хакатонах и начали работать над новым продуктом для «Геоскана». На программе в 2019 году мы усовершенствовали существующий квадрокоптер, благодаря этому в компании появился «Геоскан Пионер Макс» – образовательный коптер, созданный для задач машинного зрения и искусственного интеллекта.
Сейчас я окончил I курс Высшей школы экономики и теперь помогаю «Геоскану» как эксперт: приезжаю на мероприятия, фестивали и соревнования в качестве организатора и педагога. В этом году я приехал в «Сириус» на «Большие вызовы» преподавателем: мы с ребятами работаем над новым проектом компании.
Чем занимается команда твоего проекта в этом году?
Наш проект – логическое продолжение прошлых разработок компании. Он называется «Визуальный ассистент пилота-поисковика для поиска и спасения людей в природной среде на базе нейросети».
Дроном, который ищет потерявшихся людей, управляет человек. Коптер передает ему живую картинку во время полета. На изображении, которое приходит оператору, едва ли можно различить людей: в лесу их не видно абсолютно и, чтобы ничего не пропустить, нужно вглядываться. Наш проект заключается в том, что мы пишем софт, который на этой картинке с помощью нейросети находит людей и в удобном графическом интерфейсе их подсвечивает. Так мы наводим взгляд оператора на тот объект, который потенциально может быть человеком, и волонтер может сохранять концентрацию более длительное время.
По всей России ежегодно теряется более 100 тысяч человек. Сейчас есть пешие группы и коптеры, которые пролетают по определенной траектории, делают фотографии, а потом их отсматривают волонтеры. Создана нейросеть, которая помогает искать людей. Она обрабатывает фотографии, ищет человека и так облегчает труд волонтеров. Мы же пишем систему анализа видео в реальном времени, чтобы объекты, похожие на людей, подсвечивались сразу, когда оператор летает.
Чем ты помогаешь команде?
Перед нами стоит задача обработки видео: написать «нейронку», подготовить датасеты, обучить нейросеть, написать программу, которая будет красиво отображать результаты, создать графический интерфейс. Я помогаю ребятам готовить датасеты и создавать графический интерфейс, мы вместе готовимся к защитам и делаем презентации.
Раньше, когда я учился в школе в Волгограде, работал преподавателем в клубе робототехники. А когда ездил в лагеря и участвовал в проектах, я практически всегда брал на себя роль руководителя. Так что лидерские навыки у меня есть, работать с ребятами мне не тяжело.
Как на тебя повлияло участие в «Больших вызовах»?
В 2016 году я приехал в «Сириус» первый раз на математическую программу. Мне тогда было 12 лет. Я встретил здесь огромное количество ребят, которые интересовались самыми разными областями знаний. Со многими из них я познакомился и понял, что тоже хочу развиваться, изучать что-то новое. На мой взгляд, очень важно побывать в такой тусовке, пообщаться с единомышленниками. Это и новые знакомства, и вдохновение.
Потом я занялся инжинирингом и программированием и в 2019-м приехал на «Большие вызовы». Участие в проектной образовательной программе дало мне ощутимый толчок: я начал работать с «Геосканом», а также у меня развились навыки коммуникации и презентации, потому что предзащиты и защиты мы отрабатывали много раз.
Что бы ты мог пожелать школьнику, который первый раз приехал на «Большие вызовы», и какой совет бы дал начинающему наставнику?
«Большие вызовы» – это сообщество невероятно умных и талантливых детей, с которыми можно и нужно общаться и устанавливать дружеские связи. В дальнейшем эти ребята вырастут, и каждый из них станет крутым специалистом. И, возможно, все мы когда-то снова будем работать вместе над реальными проектами. Очень важно сохранять эти связи.
А для новичка-наставника важно погрузить ребят в проект, сделать так, чтобы они загорелись делом, над которым работают. А еще нужно сформировать у каждого школьника четкое видение финального результата и его особенностей в самые первые дни смены, наметить план работы и уверенно по нему двигаться.
Понимаю, что я очень молодой наставник, буквально вчера сам был на месте этих ребят. Мне 18, а самым старшим участникам на моем проекте 17, поэтому как преподаватель я стараюсь передать тот опыт, который имею сам, а просто как их единомышленник делаю все возможное, чтобы поддержать ребят и помочь на этом пути.
Больше информации о программе «Большие вызовы» смотрите на сайте bigchallenges.ru.