В ноябре в Образовательном центре «Сириус» проходит программа по хореографии. Традиционно в курс занятий включены мастер-классы по классическому балету, которые в этом месяце проводит солистка Большого театра Светлана Павлова. Опытная балерина рассказала, почему одним из важных элементов балета считаются прыжки и что помогает выполнять эти движения.
Занятия по классическому танцу по традиции начинаются с выполнения экзерсиса – базовых элементов в балете, на которых строятся вариации. Сначала их делают у станка, а потом на середине зала. Занятия всегда строятся по принципу «от простого к сложному». Этот подход помогает разогреть и настроить тело на работу и выполнение более сложных элементов.
Особенно это важно для выполнения прыжков. Как элемент балетного танца их нельзя назвать основой хореографии, прыжки остаются связкой между движениями, и яркими, но технически сложными элементами.
«В балетных спектаклях практически все построено на прыжках. Там есть, конечно, медленные па, но в основном даже в небольшой кусочек они включены. Это не огромные прыжки через всю сцену, а связующие моменты между движениями, которые также выполняются через легкие подходы. Будь это подход к арабеску или подход к большому прыжку», – сообщила Светлана Павлова.
По словам балерины, залог хороших прыжков – знание экзерсиса. Выполнение, например plié или battement tendu, помогает выработать до автоматизма правильное положение ног в движении, что впоследствии повлияет на качество прыжка.
В хореографии прыжки можно разделить на определенные группы в зависимости от амплитуды, выполнения на месте, в продвижении, повороте, прыжки с двух ног на две и на одну, с одной ноги на одну. Но в основном выделяют три основные группы: маленькие, средние и большие. Как отметила Светлана Павлова, маленькие прыжки выполняются за счет стопы и ахиллова сухожилия и помогают связывать различные движения во время танца. Средние подготавливают танцовщика к выполнению больших прыжков, которые считаются уже отдельными элементами танца.
При этом во многом выполнение прыжков зависит от того, насколько к таким физическим нагрузкам готова спина танцовщика. Любому артисту балета необходимо держать спину в напряженном, зафиксированном положении, и только это гарантирует безопасный прыжок и приземление. По этой причине преподаватели по классическому танцу уделяют значительное внимание укреплению спинного корсета у юного артиста балета и даже советуют ежедневно выполнять специальные упражнения.
На ноябрьскую программу в «Сириус» приехали танцовщики 11-13 лет, которые по программе только готовятся к более сложным элементам. Как отметила Светлана Павлова, все ребята очень мотивированы и хотят развиваться, хотя на занятиях им бывает сложно.
«В своих регионах юные танцовщики занимаются максимум три раза в неделю, а здесь каждый день. У многих начинают болеть ноги, спина, но видно, что они следят за моими замечаниями, стараются их учитывать. И поэтому за неделю достигают реального результата. К концу наших занятий танцовщики совершенно другие: видно, как они меняются и стараются учесть все замечания», – поделилась солистка Большого театра.
Узнать подробнее о программах по хореографии можно на странице направления «Искусство».