help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

До 15 февраля 2023 года продолжается прием заявок на конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Ученики 7–11-х классов могут придумать и реализовать идею по одному из 13 направлений: от беспилотного транспорта до генетики и биомедицины, от агропромышленных технологий до когнитивных исследований и «умного города». Как правильно выбрать направление работы и проект, верно сформулировать задачу и определить целевую аудиторию, рассказала руководитель направления проектной деятельности «Сириуса», методист направления «Умный город и безопасность» Анастасия Ковалева. 

– Как выбрать направление на конкурсе? 

– Конкурс «Большие вызовы» проходит по 13 направлениям. В первую очередь нужно ознакомиться с каждым из них на официальном сайте «Больших вызовов», прочесть описание, посмотреть итоговые ролики в официальных группах и изучить, какие проекты реализовывались в прошлые годы. Условно направления можно разделить на инженерно-технические, естественно-научные и IT. Проведя этот первичный анализ, школьник сможет определить, что ему больше подходит, что у него уже получается или в чем ему бы хотелось попробовать себя. На стадии конкурсного отбора очень важно, чтобы проект соотносился с выбранным направлением. Были случаи, когда участники ошибались и неверно определяли его. Чаще всего эту несостыковку удается исправить и перенаправить работу на проверку экспертам корректного направления. Но поток заявок большой, и лучше не рисковать. Иначе можно потерять баллы, так как при оценке проекта соответствие тематике направления – ключевой критерий. Проект при этом может быть очень интересным и содержательным, но не отвечать вызовам направления. Выбирая его, не нужно бояться попросить совета у опытного педагога или у других ребят, увлеченных проектной деятельностью. Они помогут разобраться с проблемными вопросами и избежать ошибок. 

– Из каких этапов состоит работа над проектом? 

– Самое важное – не начать сразу же что-то строить, решать, программировать без какой-либо проработки вопроса. Прежде всего, нужно понять, кто целевая аудитория будущего проекта, кто ключевой пользователь. Частая ошибка, когда ребята говорят, что их разработкой будут пользоваться все. Не бывает универсальных проектов для всех. Это может быть показателем, что разработка лишена какой-либо конкретики. Я советую школьникам в качестве наводящего вопроса спрашивать себя: чью проблему решает мой проект? Это помогает сформировать ту самую конкретику. 

Далее нужно понять, какие задачи нужно решить на пути к реализации проекта. Лучше всего составить план, рассчитать сложность каждого шага, время на выполнение, распределить обязанности, если это командная работа. Нужно понять для себя, как все эти задачи связаны, чтобы представлять конечный результат и каждый участник команды понимал, зачем он делает конкретную часть проект и как его работа влияет на общий результат. Далее нужно переходить к первым исследованиям предметной области, анализу конкурентов, уже существующих решений, созданию моделей и прототипов. После следуют эксперименты и тестирования разработки. Первые испытания могут быть не очень успешными. Расстраиваться здесь не нужно. Как раз на этом этапе происходят самые важные доработки, которые позволяют довести проект до готового продукта. Но тут важно не заработаться. Предела совершенству нет, но ребята должны помнить о том, что у них есть сроки выполнения задания.

– Как понять, что тестирование проведено успешно?

– Любую программу, научную статью или прототип устройства нужно показать человеку, который вообще никак не связан с проектом и ничего про него не знает. Когда участники делают проект, они глубоко погружены в него и видят каждый аспект, знают слабое место и как его обойти. Оценить работу изнутри сложно. А независимый взгляд со стороны очень помогает заметить недочеты.

– Как понять, актуальна ли проблема?

– Иногда школьники совершают ошибку, выбирая для проекта труднодоступную целевую аудиторию (другие страны, народы, профессии и т. д). Проработка такого проекта усложняется тем, что он основывается не на общении, а на статистике, статьях из интернета.

Лучше посмотреть, с какими проблемами сталкиваются жители твоего района, города, одноклассники. Такой подход позволит намного эффективнее провести исследования, анализ, собрать статистику, привлечь экспертов. Не нужно бояться, что проблема слишком локальная. Выбирая такую задачу, намного больше шансов, что ваш проект может быть доработан и принесет пользу людям, и в дальнейшем может быть масштабирован. В то же время важно не уйти в слишком поверхностную задачу. Как это понять? Если школьник нашел четкий алгоритм действий и картину того, что получится в конце, значит, это не совсем проект, а, скорее, лабораторная работа или уже решенная кем-то до него задача. 

Еще еще один лайфхак, связанный с определением целевой аудитории проекта. Возьмем для примера направление «Умный город и безопасность». Не секрет, что исследователи и разработчики в этом направлении реализуют очень много проектов, связанных с «умными» домами и устройствами. Как придумать что-то свое? Поработать с целевой аудиторией. Однажды на конкурс подали проект «умной будки» для собаки. Разработка призвана помочь владельцу животного видеть питомца, находясь вне дома. Набор датчиков может быть таким же, как и в других системах, а вот целевая аудитория принципиально другая. Чтобы не повторяться, авторам проектов обязательно нужно провести разбор аналогов. Наука не стоит на месте. Важно убедиться, что ваша идея не была в точности реализована ранее. Но и тут основу проекта можно апробировать под другую аудиторию, под свой регион и так далее. 

– Как правильно оформить документы проекта?   

– Прежде всего, лаконично прописать задачу. Чем четче она сформулирована, тем более понятна и остальным участникам команды, и экспертам, которые будут оценивать проект. Также желательно указывать конкретные сроки реализации, цифры, связанные с проектом, референсы проектов-аналогов. Это будет означать, что ребята провели тщательный обзор литературы по теме. Не нужно вносить то, чего нет. Например, когда в пояснительной записке говорится о космическом корабле, а сам проект – это прототип крыла.

– Какой должна быть структура проекта?

– Структура должна содержать проблему, целевую аудиторию, цель проекта, задачи, перечень использованных расходных материалов, ход проекта с фото- и видеосопровождением о проделанной работе, испытаниях, и, наконец, итоговый результат. У нас есть проекты как научно-исследовательские, так и технические, и связанные с информационными технологиями. Иногда ребята совершают ошибку, считая, что техническому проекту необходимо прописать и доказать гипотезу по аналогии с научным проектом. Таким образом, школьники пытаются добавить в проект то, чего там быть не должно. Тут важно четко понимать, какой у тебя проект: технический или исследовательский. Критерии разные и требования к пояснительной записке тоже. Со всеми тонкостями после регистрации можно ознакомиться на сайте «Большие вызовы». 

Также на сайте конкурса представлены подробные описания всех 13 направлений, примеры проектов, условия подачи заявок, новости и другая актуальная информация. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!