В школе № 77 Петроградского района Санкт-Петербурга действуют четыре студии проекта «Уроки настоящего». Руководит ими педагог дополнительного образования Ольга Мирошкина. Чтобы успешно реализовывать проекты, школа развивает сотрудничество с научными институтами и предприятиями. В декабре 2022 года одна из ее команд представила лучшее решение задачи от Санкт-Петербургского госуниверситета. Участникам предстояло изучить восприятие сокращенной речи у детей. Для этого команда разработала авторскую игру.
Ольга Мирошкина – педагог дополнительного образования. Она курирует проектную деятельность и готовит ребят к различным конкурсам. «Уроки настоящего» позволили ей вывести проектную деятельность в школе на новый уровень и привлечь к ней еще больше учеников.
В школе № 77 учащиеся углубленно изучают химию. Здесь есть целый этаж с химическими лабораториями и современным оборудованием. «Уроки настоящего» позволяют детям не только прокачать химию, но и погрузиться в новые сферы проектной и исследовательской деятельности. Например, один из кейсов был из области робототехники. Участникам предстояло продумать методику по эффективному и безопасному выводу из эксплуатации отработавших ядерных реакторов.
«Мы продумали решения, но опыта в таких кейсах у нас не было. Поэтому мы обратились за консультацией в Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге. Это один из крупнейших научных центров России. Ребята сами написали письмо, рассказали о наших студиях, и специалисты пригласили их в гости. Коллеги изучили наши разработки, дали свою оценку и рекомендации. У школьников была полноценная консультация с главным конструктором по экстремальной робототехнике. Он прокомментировал каждую работу, сказал, что можно доработать, как можно исправить, чтобы получилось классно, а что лучше изменить, то есть дал рекомендации на каждый наш проект. А потом для участников провели экскурсию по музею робототехники», – рассказывает Ольга Мирошкина.
Наставник отмечает, что такой опыт позволит ребятам в будущем решать кейсы по робототехнике на более высоком уровне.
Также представители школы № 77 договорились о сотрудничестве с группой изучения детской речи при биологическом факультете СПбГУ.
Школьники планируют рассказать ученым о том, над какими проектами в этой сфере работали в рамках «Уроков настоящего», и больше узнать о том, над чем трудятся коллеги. Кстати, именно в проекте по когнитивным исследованиям участники «Уроков настоящего» продемонстрировали лучшее решение по итогам декабря 2022 года.
Ребятам нужно было изучить, как маленькие дети воспринимают сокращенную речь. Подобные исследования нужны, чтобы проследить ступени развития речи и восприятия в первые годы жизни и у детей младших классов.
«Примечательно, что мы готовили этот проект в преддверии Нового года. Очень радостно, что дети, несмотря на праздники и каникулы, были максимально вовлечены в проект. Более того, участники придумали собственную тактику. Мы решили исследовать восприятие речи в виде игры. Ребенок выступал в роли доктора, и ему нужно было задавать вопросы “пациенту”. При этом он говорил о своих жалобах, используя различные сокращения. Ребенку нужно было понять говорящего и определить, что у него болит, что именно беспокоит. Школьники проработали все диалоги, вопросы, оформили в карточки, предложили методологию. Это решение было признано лучшим по итогам месяца», – рассказывает Ольга.
Благодаря работе в проекте «Уроки настоящего» педагогу удается заинтересовать кейсами все больше учеников и своих коллег. Так, в одной из задач, где нужно было разработать концепцию предприятия будущего, команда должна была проанализировать направления развития мировой промышленности и сформировать перечень технологий и концепций, которые станут основой промышленных предприятий будущего. Ребятам необходимо было продумать варианты внедрения и применения этих технологий, решить расчетно-исследовательскую часть задачи с конвейерными линиями. Для того чтобы правильно провести расчеты, школьники консультировались с учителями математики этой школы. А в кейсе, связанном с программированием, на помощь команде пришли их одноклассники, которые хорошо разбираются в этой теме. Таким образом, все больше педагогов и учащихся погружаются в проектную деятельность, занимаются исследованиями, учатся практически применять знания школьной программы.
Ольга отмечает, что проект помогает ей и в собственном профессиональном развитии. Благодаря кейсам «Уроков настоящего» она стала изучать психолингвистику и вопросы искусственного интеллекта.
«Наверное, самый главный совет начинающим наставникам студий – не бояться пробовать новое: изучать робототехнику и искусственный интеллект, вопросы экологии и атомной энергетики – в общем, все то, что встречается в кейсах. Это очень расширяет кругозор, позволяет узнавать новое вместе со школьниками и развивает педагогические навыки. Кроме того, ребята чувствуют поддержку и интерес педагога, что, безусловно, положительно влияет на результат», – делится советом Ольга.
Проект «Уроки настоящего» реализуется в Образовательном центре «Сириус» с 2017 года. В рамках программы ученики 7–11-х классов в группах по 5–7 человек выполняют различные задания от компаний-партнеров (научно-исследовательских центров и предприятий). Ребята общаются c ведущими учеными и технологами, самостоятельно работают над реализацией научно-технологических проектов, а затем презентуют свои решения компаниям – авторам задач. Общение с экспертами и школьниками из других городов и регионов, обсуждение заданий, публикация лучших решений проходит в открытой, публичной группе проекта в социальной сети «ВКонтакте». Посмотреть материалы предыдущих циклов можно на странице программы).
В апреле присоединиться к проекту, решить задачи от экспертов «Росатома», компании «Алмаз-Антей», Научно-технического центра «Газпром нефть» и получить комментарии и рекомендации по доработке своих решений может любой желающий школьник, подав заявку на участие в проекте на сайте программы https://scienceclass.sirius.ru/
Задать вопросы об участии в проекте «Уроки настоящего» можно в группе проекта.