help@sochisirius.ru

В 2023 году на «Больших вызовах» руководителями нескольких проектов выступили молодые специалисты, которые в прошлые годы сами были участниками программы. Работая над проектами под руководством экспертов, они узнали больше о том, чем занимаются их наставники в компаниях, какие актуальные задачи стоят перед наукой и промышленностью и где на практике они смогут применить свои знания. После программы ребята продолжили сотрудничество с наставниками, а впоследствии вошли в штат этих компаний или связали жизнь со смежными областями. Сегодня они уже сами выступают руководителями проектов и передают знания тем, кто только начинает свой путь в научно-технических областях.

Илья Даниленко из Волгограда в 2019 году на программе «Большие вызовы» вместе с командой занимался разработкой дрона для поиска пропавших в лесу людей. В «Сириусе» он познакомился с экспертами компании «Геоскан», которые предоставили ему дрон для участия в Международном конкурсе «Кванториада». На конкурсе Илья победил, а специалисты компании, оценив его способности, пригласили стажироваться в их команду. После успешного ее прохождения в 2020 году Илью пригласили на работу в компанию.

В настоящее время он является программистом отдела образовательных проектов компании. В 2023 году Илья приехал на «Большие вызовы» в качестве руководителя проекта в направлении «Беспилотный транспорт и логистические системы». Под его руководством школьники разрабатывали программно-аппаратный комплекс для автономного обслуживания производства, состоящий из наземной и воздушной платформ. Такая система позволит роботу максимально быстро и беспрепятственно добираться до нужного места, устранять любые неисправности и дефекты на складах и в цехах, проверять инженерные коммуникации. Сегодня эта задача очень актуальна для крупных производств, расположенных в больших помещениях с высокими потолками до 10–15 метров, куда затруднительно и опасно добираться человеку. Примечательно, что после программы компания «Геоскан» намерена доработать проект и внедрить разработку на своем предприятии.

«Наша компания активно сотрудничает с заинтересованными школьниками. Мы проводим экскурсии по предприятию, рассказываем о работе компании. Всегда интересно услышать мнение со стороны, предложения по развитию наших проектов. Я сам когда-то был таким школьником, к мнению которого прислушались, чьи идеи поддержали и кому помогли на этапе профессионального становления. На мой взгляд, такая преемственность очень важна, поэтому в этом году уже я выступил в качестве наставника и руководителя проекта. За этот месяц мы с командой проделали большую работу. Ребята конструировали и модернизировали аппараты, программисты разрабатывали навигацию наземной и воздушной платформ, затем был этап тестирований и презентации проекта. Я надеюсь, что этот проект помог участникам больше погрузиться в сферу своих научных интересов, прокачать свои навыки и, может быть, даже определиться с будущей деятельностью», – говорит Илья Даниленко.

Рамиль Гайнутдинов из Уфы учится в Московском авиационном институте, совмещая учебу с работой в крупной компании. В «Больших вызовах» он смог поучаствовать в трех разных ролях. В 2018 году он стал участником программы в направлении «Космические технологии». В 2021 году вернулся как стажер, а в этом году приехал уже в качестве руководителя проекта.

«Мне всегда были интересны технологии, связанные с космосом. В 2018 году мне повезло поработать над задачей от компании “Спутникс”. Мы конструировали прототип спутника для обнаружения заряженных частиц для контроля космической погоды. После этого проекта я продолжил развиваться в выбранной сфере. Жизнь удивительным образом сложилась так, что спустя пять лет после программы я приехал уже руководителем проекта и тоже от компании “Спутникс”, где я сейчас работаю инженером образовательных продуктов», – поделился Рамиль Гайнутдинов.

На «Больших вызовах» в 2023 году школьники под руководством Рамиля разрабатывали прототип спутника с полезной нагрузкой, в роли которой выступил приемник автоматической идентификационной системы (АИС). Она необходима, чтобы судна могли обмениваться данными о координатах и другой информацией между собой или с наземными станциями. Технологию разрабатывают для повышения безопасности на море, позволяя судам обнаруживать и избегать столкновений.

На первом этапе проекта команде предстояло создать специальную направленную антенну. Из органического стекла ребята сделали корпус для спутника. Школьники, отвечающие за программирование, разработали сервис для визуализации траектории движения судов и их параметров. В рамках программы команде удалось провести пилотные тестирования и проанализировать траекторию судов в акватории «Сириуса».

«Особенность именно спутниковой системы состоит в том, что она за счет расположения на орбите позволяет увеличить охват приемника АИС и передать данные с кораблей, которые находятся далеко от наземных станций. Это, в свою очередь, сокращает время для приема данных между судном и наземной станцией. Кроме того, в целом с развитием судоходства в настоящее время актуальной задачей является разработка отечественных спутниковых систем получения данных. Мой опыт как участника программы, безусловно, помог мне, и когда я уже сам стал руководителем проекта. Нам удалось очень быстро и эффективно наладить работу, распределить роли в команде и выстроить поэтапный план реализации задачи. Моя специальность в компании связана с разработкой оборудования для космического образования. Выполненный на смене проект позволил детям не только развить навыки, необходимые космическому инженеру, но и решить актуальную задачу современного российского спутникостроения», – пояснил Рамиль.

Александр Горбатов из Челябинской области на «Больших вызовах» представлял университет «МИФИ». Он также приезжал на «Большие вызовы» несколько раз, проявив свои способности в разных областях.

Впервые Александр в качестве участника приезжал на «Большие вызовы» в 2016 году, когда программа только зарождалась. Тогда в составе команды он решал кейс в области экологии. В 2018 году Александр участвовал в «Больших вызовах» в направлении «Современная энергетика». В 2019 году он поступил в Снежинский государственный физико-технический институт – филиал МИФИ на специальность «Проектирование технологических машин и комплексов». При этом Александр продолжил сотрудничество с «Сириусом». Два года назад он был соруководителем проекта от компании «Россети», в прошлом году приезжал стажером и помогал командам в технических моментах. В 2023 году Александр вернулся в «Сириус» как наставник своего проекта, заказчиком которого выступил Снежинский физико-технический институт. Команда под его руководством работала в направлении «Передовые производственные технологии».

«Мы с ребятами разрабатывали устройство по переработке пластика для 3D-печати. Его можно использовать в лабораториях школ и вузов, а также в небольших печатных студиях. Благодаря этому устройству можно как перерабатывать отходы от 3D-печати, так и получить филамент из новых гранул. В последнее время люди действительно стали очень часто использовать пластик для печати, но отходов все равно много. Очень важно развивать бережливое производство и вместо того, чтобы выкидывать пластик, его можно перерабатывать и использовать для 3D-печати, создавая таким образом качественную и долговечную продукцию для разных областей производства. Это полезно и с точки зрения экологии, и с точки зрения экономической выгоды», – говорит Александр Горбатов.

По результатам проведенной работы команда разработала первую версию устройства, а также посчитала экономику проекта.

Сейчас Александр работает лаборантом кафедры технологий машиностроения Снежинского физико-технического института. Кроме того, в партнерской его университету школе – СОШ №125 с углубленным изучением математики – он курирует реализацию еще одной проектной программы «Сириус.Лето». В будущем Александр намерен развиваться в преподавательской сфере и заниматься научной деятельностью.

Помимо Александра, Рамиля и Ильи, на «Больших вызовах» – 2023 работали стажеры и ассистенты проектов по разным направлениям, которые также в прошлые годы были участниками «Больших вызовов». Ребята получили новый опыт и смогли передать накопленные знания юным исследователям.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!