Олимпийский чемпион по фигурному катанию, неоднократный победитель и призер чемпионатов мира и Европы, заслуженный мастер спорта России Алексей Ягудин пообщался с участниками программ Образовательного центра «Сириус».
Известный спортсмен провел открытую встречу с ребятами и рассказал о профессии фигуриста, международном признании и жизни вне льда.
– Алексей, вы часто приезжаете в «Сириус». Какие ассоциации и впечатления у вас вызывает это место?
– На федеральной территории «Сириус» прошла одна из самых мощных Олимпиад. Мы получили много крутых объектов, спортивных баз, чтобы готовиться к турнирам в одном месте, а не искать другие площадки. В Образовательном центре «Сириус» у талантливых детей есть возможность заниматься спортом, наукой и искусством, быть лидерами в своих направлениях и готовиться к дальнейшей жизни.
– Какие яркие моменты остались в памяти из спортивной карьеры?
– Хорошо помню, как в 1994 году на чемпионате мира среди юниоров Илья Кулик, Александр Абт и я представляли Россию. Так получилось, что я с восьмого-девятого места перепрыгнул на четвертое, а они со второго и третьего после коротких программ улетели на 8–11-е. Это было в городе Колорадо-Спрингс, там есть озеро, и они в шутку пошли топиться. А я был счастлив, что практически на первом своем чемпионате мира смог обойти старших и более профессиональных ребят.
А вот пример из недавнего прошлого. Когда я уже активно работал в театре, во время репетиции спектакля мне позвонили из Америки и сказали, что включили меня в Зал славы фигурного катания. Я спокойно поблагодарил, а на том конце трубки очень удивились, не услышав сильного восторга. Это потому, что для меня подобное было важно раньше, а сейчас другие ценности на первом месте.
– Какие достижения сегодня вы считаете самыми важными в своей жизни?
– У каждого человека есть определенный этап в жизни и события, которые сегодня имеют колоссальное значение, а через 20 лет ты просто скажешь: ну да, это было. Если мы говорим про спорт, конечно, для меня это олимпийское золото. Но если мы говорим про сегодняшний день, то золото моей условной Олимпиады — это моя семья и дети.
– Какие ваши образы на льду больше всего запомнились?
– В первый год, когда я поменял тренера, мы ставили цирковую программу под Шнитке, и я должен был во время нее жонглировать. И чтобы у меня были внятные движения руками, каждый день перед ледовой тренировкой я полчаса учился жонглировать. Еще мы поставили программу «Зима» и с ней приехали на турнир в Австралию за полгода до зимних Игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Я тогда сорвал все прыжки и в итоге занял третье место. Многие специалисты потом задавали вопрос моему тренеру Татьяне Анатольевне Тарасовой: «Что вы поставили?». Она отвечала: «Подождите, когда он прыгнет, все заиграет другими красками». В итоге на той Олимпиаде я взял золото.
– Как вы справлялись с волнением и психологически готовились к соревнованиям?
– Когда я на тренировке делал четверной прыжок, который в половине случаев не получался, естественно, я волновался. Но когда ты изо дня в день повторяешь элемент и увеличиваешь процент чистого исполнения, то приезжаешь на соревнования и чувствуешь себя сильнее соперников. Плюс к физической и технической готовности добавляются маленькие фишечки, которые каждый ищет сам. Я от психолога взял хорошую фразу, которая помогает, когда выходишь на лед: кто, если не ты, и когда, если не сейчас
Еще одно упражнение, которое мне помогает до сих пор: на листе бумаги чертишь две колонки, в одной пишешь, что в голову пришло – здоровье, собака, четверные, вращение, погода, отношения с родителями, а во второй выставляешь себе баллы по каждому пункту. В конце недели выводишь среднее арифметическое и анализируешь, в каких аспектах провисаешь. Значит над ними надо чуть больше работать. Это упорядочивает жизнь.
– Кто главные наставники в вашей жизни?
– Для каждого этапа жизни есть свой. Первый и основной тренер по жизни — это мама. Когда мне хотелось посмотреть очередную серию «Санта-Барбары», она заставляла делать домашнюю работу. Именно благодаря ей я окончил школу с серебряной медалью. Сейчас мой педагог — жена. Она руководит, а мне нравится, что у нас порядок. Если серьезно, то сила настоящего педагога в том, что он спокойно может признавать свои ошибки. Он легко может сесть напротив и сказать: «Я не знаю, чем тебе помочь в этом вопросе». Так делала Татьяна Анатольевна. И тут же предлагала решение, например, съездить к другому специалисту и спросить его совета. С Татьяной Анатольевной у нас всегда было живое общение, диалог. Мы вместе шили костюмы, вместе ставили программы, вместе тренировались. К сожалению, такие отношения получается выстроить не со всеми тренерами.
– Что вам дала школа?
– Школа — фундамент с огромным объемом информации. Это дает доступ к условному коридору возможностей, где множество дверей. Порой возникает мысль: это в жизни не пригодится, зачем оно мне? Но мы никогда не знаем, что нам понадобится, а что нет. Можно заниматься спортом и стремиться к победам, но это рано или поздно закончится, а умный и образованный человек пригодится всегда и везде.
– Тренировать не планируете?
– Мы проводим огромное количество мастер-классов. Но тренерство это другое. Если ты стал тренером, то должен поставить крест на всех остальных направлениях, превратить свою жизнь в жизни своих учеников, стать для них папой, дедушкой, дядей. Внутренне для меня пока ближе театр, кино и телевидение. То, чем я сейчас занимаюсь. Пока ноги ходят и хочется бегать, прыгать, буду выходить на лед. А тренером можно стать, когда угодно. Татьяна Анатольевна, по-моему, в 16–18 лет стала тренером. Мне 43, но пока я еще головой не дошел. Уходя в тренерство, ты должен закрыть полностью другие страницы, а я пока не хочу.
– Какие вы можете дать советы начинающим спортсменам и их родителям?
– Нужно мечтать о чем-то возвышенном и недосягаемом. Когда ты к этому стремишься и отталкиваешься не от мелочей, а от мечты о крупных победах, а потом прилагаешь труд, все получается. Порой лучше быть безбашенным оптимистом, нежели реалистом.