help@sochisirius.ru

До 15 февраля продолжается прием заявок на Всероссийский научно-технологический конкурс проектов «Большие вызовы». Ребята могут представить разработку по одному из 14 актуальных направлений науки, получить оценки экспертов и возможность пройти очную образовательную программу «Большие вызовы», которая будет проходить в июле 2024 года на федеральной территории «Сириус». Сегодня вместе с методистом Еленой Ворониной даем несколько советов участникам направления «Генетика и биомедицина». 

– Что исследуют участники направления «Генетика и биомедицина»?

– Если говорить глобально, то наше направление охватывает все, что связано с человеческим организмом, вопросами здоровья, развития персонализированной медицины, улучшения качества жизни, фармацевтической сферой и различными медицинскими гаджетами. Мы рассматриваем проекты, посвященные исследованиям физиологического состояния человека, а также  генетики любых организмов: бактерий, грибов, растений, животных.

– Какие типы проектов представляют на конкурс? 

– Больше всего естественно-научных проектов исследовательского характера. Но встречаются и инженерные. Например, были разработки по усовершенствованию приборов для измерения различных показателей организма, рюкзаков для улучшения осанки. Но, планируя инженерный проект, важно не перепутать направления и верно расставить акценты. Например, школьник запланировал разработать нейротренажер. Дальше он может либо исследовать его работу и влияние на какие-то показатели человека – тогда это наше направление, либо он улучшает его технические характеристики – тогда стоит присмотреться к другим направлениям конкурса, отвечающим этим целям. 

– Где можно реализовать проект в направлении «Генетика и биомедицина»?

– Далеко не всегда нужна именно оборудованная лаборатория. Например, проекты с применением биоинформатических методов можно выполнить даже дома. Есть исследования, для которых в принципе нет одной- единственной возможной локации. Например, у нас был проект, посвященный разработке комплекса упражнений для укрепления здоровья. Школьник, реализовавший его, не работал в лаборатории, но собрал группу из 20 человек, которые активно участвовали в реализации задумки. В течение нескольких недель ребята выполняли упражнения, фиксируя свои результаты. Весь этот объем информации автору проекта предстояло проанализировать, обобщить и сделать выводы. Безусловно, есть проекты, которые можно выполнить только в лаборатории. Например, если тема связана с исследованием состава лекарственных растений или проверкой вещества на антимикробные свойства. 

– Каких ошибок важно избежать при подготовке проектов в данном направлении?

– На конкурс принимаются работы с обязательным наличием практической или экспериментальной части, чисто теоретические работы не принимаются. Приведу понятный пример. Если вы пишите про пользу генно-модифицированных продуктов, это реферат. А если вы проверили некоторые продукты на наличие в них генов-маркеров ГМО с помощью тест-систем, это уже будет небольшое исследование. Как правило, с инженерными проектами в этом плане возникает меньше сложностей, а исследовательским может не хватить экспериментального этапа. Важно помнить, что исследовательский проект – это всегда проверка вашего предположения. Нельзя представить исключительно теоретическую концепцию. Например, предложить сделать генно-модифицированный картофель. При этом автор может даже предполагать конкретный ген и способ встройки. Однако данная работа чисто теоретическая, и проверить на практике работоспособность этого предложения пока невозможно.

Но могут быть проекты по поиску нуклеотидных последовательностей у тех или иных живых организмов. Такую гипотезу можно проверить, используя биоинформатические методы. На основании имеющихся данных и литературных источников можно обоснованно предсказать наличие каких-то признаков у изучаемого организма или встречаемость данного признака в популяции.

Несмотря на значимость экспериментального этапа вашего проекта, первая часть в любом случае является теоретической. И здесь очень важно, чтобы тема теоретической и практической частей совпадали. Также хотела бы обратить внимание на использование анкетирования в проектах. Сам по себе опрос может быть обоснованием актуальности исследования, но не самим исследованием, то есть проект, построенный только на анкетировании, не получит больших баллов. 

Для того чтобы проект был логичным и полным, нужно представить выводы по вашему исследованию и проанализировать результат – объясните, почему получилось именно так. Также подумайте, для чего нужно ваше исследование, какие у него перспективы, целевая аудитория, в каких практических сферах вы видите свою разработку. 



 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!