В регионах России проходят защиты проектов, над которыми весь учебный год трудились участники программы «Сириус.Лето». Задачи, над которыми работали школьники под руководством студентов-наставников, предложили командам партнеры «Сириуса» – крупнейшие научные институты, предприятия и вузы страны. Три школьника из Кирова под руководством магистра Вятского государственного университета Виктории Базарбаевой создали собственную серию духов на базе лаборатории разработки парфюмерно-косметических средств Института биологии и биотехнологии. Ребята придумали рецептуру нескольких ароматов и название для своей парфюмерной линейки и подготовили дизайн этикеток.
Процесс создания духов начался с теоретической подготовки. Школьники по открытым источникам изучали рецептуры разных духов, данные о том, какие ароматы сочетаются, а какие нет, искали информацию, как правильно хранить духи, чтобы они не теряли своих свойств.
На втором этапе участники программы приступили к практической реализации задумки. В основе духов лежат эфирные масла. Школьники самостоятельно учились выделять их из растений, собранных в ботаническом саду при Вятском государственном университете. В работе использовались образцы герани, хвойных видов, мяты, лаванды, розы, а также цедра лимона и апельсина. Чтобы выделить из них эфирные масла, ребята научились работать на сложном оборудовании.
«Ребята работали на установках гидродистилляции и паровой дистилляции, установленных в лаборатории нашего института биологии и биотехнологии. Оба этих метода позволяют отделить эфирные масла от растительного материала. С помощью различных сочетаний масел наша команда экспериментировала с ароматами. Во время теоретической части проекта школьники получили представление о верхних, средних и базовых нотах, как они раскрываются в готовых ароматах. Это позволило команде вдумчиво подойти к созданию собственных рецептур. В зависимости от типа духов использовались различные компоненты. Например, для создания твердых духов нам были необходимы пчелиный воск и масло ши», – рассказывает наставник проекта, магистрант 2-го курса Вятского государственного университета по специальности «Молекулярная биология» Виктория Базарбаева.
Работая над созданием духов, команда старалась учесть все нюансы. Недостаточно только определить ключевые ноты будущего аромата. Важно подобрать правильное процентное соотношение всех компонентов, а также верно выполнить все этапы. Например, после подготовки ароматической смеси ее переливают в стеклянную емкость и оставляют настаиваться в темном прохладном месте на 3–4 недели. Длительное настаивание помогает сгладить усилить интенсивность эфирных масел. А если аромат получился слишком резким, в смесь к композиции можно добавить пару капель глицерина. Он, напротив, смягчает аромат. И таких нюансов, как отмечают участники команды, очень много.
«Я включилась в этот проект во многом благодаря детской мечте. Меня очень давно интересует профессия парфюмера, которая сочетает и науку, и творчество. Программа “Сириус.Лето” позволила мне по-настоящему прикоснуться к мечте и сделать первые шаги в проектной и исследовательской деятельности. Я учусь в седьмом классе, и данный проект стал для меня первой реальной задачей. Было очень здорово научиться работать на сложном оборудовании. Мне запомнились занятия, где мы сами выделяли эфирные масла. Ну и, конечно, радостно увидеть результат своей работы. Больше всего мне понравился аромат с нотами лимона и корицы. Очень приятно осознавать, что я сама разработала его рецептуру», – говорит участница проекта, семиклассница средней общеобразовательной школы № 22 города Кирова Анастасия Сидоренко.
Ребята назвали свою парфюмерную линейку«Аурея» – от латинского aureus, «золотистый». Название подчеркивает свежесть и яркость ароматов. Также школьники придумали дизайн этикеток для каждого аромата. В перспективе команда намерена продолжить проект и разработать натуральные ароматизаторы для средств от насекомых и антисептиков.
В 2023/24 учебном году «Сириус» провел четвертый сезон Всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов «Сириус.Лето: начни свой проект». В конце учебного года команды презентовали решения на итоговых мероприятиях в регионах России. Проекты «Сириус.Лето» можно представлять на различных всероссийских конференциях и конкурсах, в том числе на научно-технологическом конкурсе «Большие вызовы».