
В Образовательном центре «Сириус» завершилась программа повышения квалификации, посвящённая методикам преподавания классического танца. Российские педагоги-хореографы познакомились с системой обучения легендарной балерины Агриппины Вагановой, современными аспектами преподавания классической хореографии, методами подготовки талантливых учеников к выступлениям.
Участниками программы повышения квалификации «Особенности методики преподавания классического танца в системе хореографического образования» стали преподаватели учреждений дополнительного образования, педагоги региональных центров по модели Сириуса, специалисты учреждений среднего профессионального образования в области хореографического искусства по дисциплине «Классический танец». Они были приглашены на федеральную территорию по итогам конкурсного отбора: заявки подали более 150 человек, успешно прошли отбор — 15.
Руководитель программы — народная артистка РФ и лауреат Государственной премии РФ, исполняющая обязанности ректора Московской государственной академии хореографии, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Обучение включает три модуля: методику преподавания классического танца по системе А.Я. Вагановой в младших и средних классах, а также на подготовительном этапе, актуальные вопросы её современной трактовки, методику подготовки учащихся к концертам.
В работе с детьми, имеющими необходимые для обучения классическому танцу физические данные и творческие способности в разных направлениях хореографического искусства, педагоги параллельно развивают собственные методические и практические компетенции. Участники программ повышения квалификации учатся в Сириусе у лучших наставников. В этот раз методические занятия проводила заведующая кафедрой методики преподавания классического и дуэтно-классического танца Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, заслуженный работник культуры РФ Мария Грибанова.
«Методика Вагановой — живое отражение эволюции преподавания и новаций в современном искусстве на фоне канонов классического образования, — подчёркивает Мария Александровна. — Эта образцовая система — универсальный методологический инструментарий. Она выстраивает чёткие основы обучения, способствует достижению исполнительских высот. Наш ректор Николай Цискаридзе — главный хранитель методики Вагановой. Он ученик знаменитой балерины Марины Семёновой, любимой ученицы Агриппины Яковлевны, прямой наследницы системы».
На каждом курсе программы повышения квалификации в Сириусе проходит свыше 70 занятий, и ежедневно — три лекции. По словам Марии Грибановой, нынешний курс подобрался на редкость удачным.
«Например, — рассказывает эксперт, — выпускница нашей академии Полина Левкичева, получившая квалификацию артиста балета, успешно трудится преподавателем учреждения дополнительного образования Ленинградской области «Сфера Творчества». Когда-то я учила её канонам. Сейчас она сама может блестяще их иллюстрировать. Ещё одна участница, талантливый специалист Наталья Сорокина из Свердловской области — основатель собственной балетной школы, ведущий педагог. Заявки на участие в программе повышения квалификации приходили практически из всех регионов: Саратова, Воронежа, Ростова-на-Дону, Уральского, Новосибирского, Пермского, Якутского училищ и колледжей».
В течение двенадцати дней в Сириусе, рассказывает Наталья Сорокина, педагоги ежедневно занимаются методикой по 4,5 часа. Уникальная возможность получать знания от мастера, представляющего второе поколение педагогов после легендарной Вагановой, позволяет детально разобраться в правильной координации движений и тонких нюансах исполнения. Многое из пройденного на курсе невозможно найти в учебниках.
«В Сириусе мы не просто изучаем движения по методике Вагановой, а учимся создавать грамотные комбинации, лежащие в основе танца, — делится Полина Левкичева. — Мария Александровна Грибанова, будучи одновременно педагогом и артисткой балета, особое внимание уделяет грамотной постановке рук и головы юных танцовщиков. У нас с начальных классов учат координировать движения, которые с годами усложняются в исполнительской технике. Руки, крепкий корпус, их взаимосвязь и скоординированность дают артисту возможность исполнять сложные партии, делают танец осмысленным, исполнение — виртуозным. Выстроенная с точки зрения развития детской физиологии методика вводит ребёнка в мир профессионального балета постепенно, раскрывая и донося суть танца во всех тонкостях».