help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» начала работу Уральская проектная смена. В Образовательный центр приехали 180 юных учёных из 12 регионов Урала, Поволжья и Сибири. Ребята уже приступили к исследованиям в лабораториях. Школьников ждёт невероятно увлекательный и вместе с тем сложный процесс, который должен привести к созданию готового проекта.

Старшеклассники работают по шести направлениям: «Биоресурсы и биотехнологии», «Информационные технологии», «Конструирование технических систем и объектов», «Космос. Земля. Навигация», «Современные нанотехнологии, «Химия и технология биологически активных веществ, химфармпрепаратов и косметических средств». Проектная смена организована совместно с Уральским федеральным университетом.

О целях, задачах и темах проектов рассказал Андрей Александрович Мартьянов, один из руководителей смены, директор Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета (СУНЦ УрФУ), Почётный работник общего образования РФ.

- Что для Уральского федерального университета значит сотрудничество с «Сириусом»? 

- «Сириус» - это беспрецедентный факт государственной поддержки одарённых детей в России. Для Уральского федерального университета сотрудничество с Образовательным центром является взаимовыгодным партнёрством. Университет предлагает себя в качестве оператора по поиску талантливых детей, а «Сириус» выступает драйвером всех наших проектов в работе с одарёнными школьниками. Безусловно, УрФУ всегда работал с одарёнными детьми, но благодаря сотрудничеству с «Сириусом», эта работа стала более интенсивной. У многих детей, особенно из глубинки, «Сириус» ассоциируется с чудом, волшебством и сказкой. Перспектива приехать в Образовательный центр – прекрасный стимул, мотивирующий ребят заниматься наукой. Кроме того, «Сириус» - это ещё и дискуссионная площадка, которая помогает собрать, обобщить работу с талантливыми ребятами нашей огромной страны. Один из последних примеров – прошедшая на площадках «Сириуса» всероссийская конференция «Путь к успеху». 

-  Почему так важно искать и поддерживать одарённых школьников?

- Одарённые школьники сегодня – это талантливые студенты завтра и эффективные специалисты послезавтра, которых так не хватает на наших предприятиях. Кадровый голод на сегодняшний день очевиден. В сотрудничестве с «Сириусом» мы планируем выстраивать сеть партнёрских школ. Нам крайне важно не потерять связь с этими детьми после смены – мы будем рады, если они станут нашими абитуриентами.

- Ребята приехали уже с готовыми темами или придумали их здесь?

- У многих были темы. У кого-то – даже кое-какие наработки. Но мы поставили достаточно высокую планку с целью поднять уровень школьных проектов до уровня вузовских. Это совершенно другой взгляд. Например, тема по астрономии, посвящённая спектрометрам, в школьном варианте – просто описательная работа. В «Сириусе» же будет организован блок научных исследований: наблюдения за ночным небом, отслеживание движения небесных тел и так далее. К примеру, один из школьников поставил для себя задачу выявить закономерности в движении метеоритов. Считаем, это сверхсложная задача для десятиклассника, но он уверен, что справится. 

- Как выбирали направления?

- В Уральском федеральном университете эти шесть направлений («Биоресурсы и биотехнологии», «Информационные технологии», «Конструирование технических систем и объектов», «Космос. Земля. Навигация», «Современные нанотехнологии, «Химия и технология биологически активных веществ, химфармпрепаратов и косметических средств») считаются наиболее перспективными. Они нацелены на запрос наукоёмких отраслей экономики и направлены на развитие технологий будущего.

- Идея школьника может совершить прорыв в науке?

- Если говорить о патентном изобретении – это скорее будет исключением из правил. На данном этапе школьники отрабатывают исследовательские навыки на уже известном материале. Никто не ставит задачу перед старшеклассником изобрести, например, новейшую технологию. Это сможет сделать человек, который обладает колоссальными научными знаниями и умением вести исследовательскую деятельность. В истории науки встречаются феномены, но это случается крайне редко.

- Чему будут обучаться ребята во время смены?  

- Мы ввели в программу Уральской проектной смены курс ТРИЗ (технология решения изобретательских задач). Этот курс помогает выстроить определённый алгоритм, который может привести человека к каким-то озарениям. Изобретать – это тоже технология. Кроме того, у школьников будет курс технологического предпринимательства. Наша страна всегда славилась талантливыми изобретателями, но эти изобретения нечасто доводятся до коммерческого продукта, который можно было бы запустить в массовое производство. Поэтому курс очень важен для современных молодых людей, которые идут по пути изобретательства и исследовательской деятельности. На этом пути они запросто могут прийти к созданию уникального продукта. И этот уникальный продукт нужно запатентовать, облечь в некий бизнес-проект, и соответственно, сделать этот проект, как минимум, приносящим прибыль.

- В рамках проектной смены основной акцент сделан на практические занятия?

- Безусловно. Лекции создают вспомогательный, общеразвивающий контекст. Главная работа пойдёт в проектных группах – в лабораториях. Это серьёзный интеллектуальный труд: каждая задача ограничивается жёсткими временными рамками, ведь наука – это, прежде всего, дисциплина. Детям мы постараемся объяснить, что во время исследований необходимо придерживаться чёткого плана.

- Можно уже сейчас озвучить какие-то из наиболее интересных и перспективных тем проектов?

- Могу выделить тему, связанную с болидами (метеорами). Изучение космоса напрямую касается нашего будущего. Ещё одна важная тема относится к геодезии. Изучение Земли неотрывно от исследований космоса. Сейчас существует перспективное направление – освоение труднодоступных территорий (а в России таких немало). Для этого нужны комплексные энергетические системы. Осваивая труднодоступные территории в своей стране, формируя модель работы, обучая специалистов, мы тем самым создаём возможность принять участие в освоении Марса, где тоже понадобятся специалисты и источники энергии. Россия может занять эту нишу, взращивая, обучая таких специалистов для общемирового рынка труда. Эта тема, кстати, активно обсуждалась на конференции «Путь к успеху».

- А есть у школьников Уральской смены проекты, результаты которых будет возможно отправить в производство?

- Химики готовы организовать процесс, направленный на создание собственных косметических средств. Это необязательно будет какой-то уникальный продукт, ведь главное сейчас – научить ребят проводить такую работу.

- Сколько преподавателей задействовано в работе?

- В работе проектной смены примут участие более 50 преподавателей Уральского федерального университета. Задействованы такие видные учёные, как Валерий Николаевич Чарушин, Владимир Леонидович Русинов, Владимир Яковлевич Шур и Виктор Иосифович Гроховский. В 12-ти регионах Урала, Сибири и Поволжья мы охватили 57 школ. В конце смены мы планируем пригласить педагогов из этих учебных заведений на семинар для учителей. Из «Сириуса» дети вернутся в свои родные школы, где будут искать применение тем навыкам, которые они здесь приобрели, и среда школы должна их поддержать. Это сверхсложная задача, но мы уже сейчас стараемся выстраивать систему сопровождения ребят, чтобы они сохранили интерес к науке.

Одной из тем семинара для учителей станет формирование у школьников инженерного мышления. В данном случае мы понимаем слово «инженер», как «создатель», служащий на благо человечества. Это очень важный идеологический вопрос. Нужна установка, что за каждой проектной деятельностью стоит конкретная задача создать что-то, что изменит мир к лучшему. 

- Что станет финалом проектной смены?

- Публичная защита проектов. Для этого будут привлечены эксперты из разных областей науки и производственных отраслей, с которыми мы обсудим перспективы проектов, созданных школьниками. В день своего визита в «Сириус» экспертами выступят и губернатор Свердловской области, и ректор Уральского федерального университета.

Исследование – это живой процесс, его результат не всегда можно предугадать или запланировать. Защита проектов не должна стать финалом научной работы школьников. Хотелось бы, чтобы каждая из историй получила своё продолжение. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!