
К участию в Программе приглашаются обучающиеся образовательных организаций не младше 7 класса
и не старше 10 класса по состоянию на 2024/2025 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы, из числа участников всероссийского конкурсного научно-технологических проектов «Большие вызовы»
2024/2025 учебного года.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ, ПРИГЛАШЕННЫХ НА ПРОГРАММУ
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Больше информации смотрите на сайте программы – bigchallenges.ru
Школьники получат опыт применения предметных знаний и практических навыков в профессиональной деятельности, адаптированной под формат проектной работы на базе Образовательного центра «Сириус» и Университета «Сириус».
Принципы выбора направлений и тематик:
1. Передовые технологические направления.
2. Актуальность в среде реализации.
3. Доступные научные и технологические ресурсы.
Проекты программы, решаемые учащимися, делятся на три категории:
1. Проекты компаний-партнеров. Задачи этого типа подразумевают освоение существующей технологической базы в течение первой половины программы, а затем — разработку решения в достаточно узкой области, обеспечивающей тем не менее результат, интересный для дальнейшей проработки и обладающий перспективой внедрения, что позволяет включить партнера в сопровождение выпускника после программы.
2. Инновационная разработка. Задачи этого типа предусматривают решение новой задачи, чаще всего лишь недавно вставшей перед наукой и индустрией. Задачи этого типа обычно имеют межпредметный характер и требуют включения в проектную команду участников разного профиля.
3. Научное исследование. Участники проекта включаются в проведение небольшого фрагмента исследования по теме, прорабатываемой научным коллективом, поставившим задачу. Участники получают возможность самостоятельно пройти полный цикл исследований в силу того, что погружаются в ход большого исследования, выдвигают и проверяют свою гипотезу в этой рамке.
Всего в программе будет представлено 12 тематических направлений, каждое из которых состоит из 4-17 проектов.
Все участники будут разделены на проектные команды, в среднем по 4-6 человек, и в течение трех недель будут работать над рыночными, отраслевыми или научными задачами, поставленными руководителями проектов — представителями профессионального сообщества (партнера): ведущих технологический компаний, научно-исследовательских институтов и вузов.
Проектная работа строится по модели полного (адаптированного к уровню участников) жизненного цикла разработки инноваций с характерными этапами работы:
1. Погружение в тематику направления (отрасли, научной области) и конкретной проектной задачи, в частности.
2. Анализ тематики, актуальных проблем, выбор и обоснование темы, целей, методов и плана реализации проекта.
3. Формулировка требований к результату, их обоснование.
4. Составление плана работ по реализации проекта.
5. Выполнение проекта.
6. Анализ результата, его доработка и оформление.
7. Защита проекта.
Также в каждом проекте будет рассматриваться возможность постпрограммного сопровождения.
В образовательную программу помимо проектной деятельности включены:
– лекции ведущих специалистов отечественных компаний, ученых мирового уровня и экспертов по тематике - проектов программы,
– профильные модули,
– культурная и досуговая программа, работа клубов.
Основной инструмент отбора на программу — успешное участие во всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» (далее - Конкурс). Участниками программы станут не более 435 школьников.
К участию в конкурсном отборе на программу приглашаются школьники 7–10 классов.
Отбор проходит независимо по каждому из 12-ти направлений программы:
1. Агропромышленные и биотехнологии
2. Беспилотные и логистические системы
3. Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность
4. Генетика и биомедицина
5. Когнитивные и междисциплинарные исследования
6. Космические технологии
7. Новые материалы и нанотехнологии
8. Передовые производственные технологии
9. Природоподобные и нейротехнологии
10. Освоение Арктики и Мирового океана
11. Современная энергетика
12. Экология и изучение изменений климата
Отбор участников программы осуществляется в два потока в следующей очередности:
1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2024/2025 учебного года.
2. На основании рейтинга участников конкурсного отбора по совокупности итогов заключительного этапа Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях. В соответствии с рейтингом формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению программы. В случае равенства баллов у двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие более высокий балл за тестирование на заключительном этапе Конкурса.
Список школьников, приглашенных к участию в программе, будет опубликован не позднее 30 мая 2025 года.
1. Агропромышленные и биотехнологии
2. Беспилотные и логистические системы
3. Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность
4. Генетика и биомедицина
5. Когнитивные и междисциплинарные исследования
6. Космические технологии
7. Новые материалы и нанотехнологии
8. Освоение Арктики и Мирового океана
9. Передовые производственные технологии
10. Природоподобные и нейротехнологии
11. Современная энергетика
12. Экология и изучение изменений климата
Агропромышленные и биотехнологии
Руководитель
Хлесткина Елена Константиновна
Директор Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова», профессор РАН, доктор биологических наук
Методист
Седых Сергей Евгеньевич
Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, член комиссии РАН по популяризации науки, кандидат биологических наук
Беспилотные и логистические системы
Руководитель
Степанов Павел Викторович
Генеральный директор ООО «Геоскан»
Методист
Луцкий Михаил Владимирович
Руководитель отдела образовательных проектов ООО «Геоскан»
Большие данные, искусственный интеллект,
автоматизированные системы и безопасность
Руководители
Райгородский Андрей Михайлович
Заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, заведующий лабораторией прикладных исследований МФТИ - Сбербанк, заведующий кафедрой дискретной математики ФИВТ, руководитель исследовательской группы в Яндексе, профессор математики МФТИ, доктор физико-математических наук
Пожидаев Николай Николаевич
Генеральный директор группы компаний «Спутникс»
Методист
Садовников Александр Владимирович
Заместитель руководителя Центра аналитики и оптимизации процессов — руководитель аналитического отдела Фонда «Талант и успех»
Генетика и биомедицина
Руководитель
Демидов Олег Николаевич
Профессор направления «Иммунобиология и биомедицина» Научного центра «Генетика и науки о жизни» Университета «Сириус», доктор медицинских наук
Методист
Воронина Елена Николаевна
Старший научный сотрудник лаборатории фармакогеномики, заведующая группой молекулярной генетики Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, доцент физико-математической школы имени М.А.Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), кандидат биологических наук
Когнитивные и междисциплинарные исследования
Руководители
Соловьева Татьяна Александровна
Научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус», доктор педагогических наук
Зинченко Юрий Петрович
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, директор Психологического института РАО, доктор психологических наук
Методист
Карпова Наталья Владимировна
Старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус»
Космические технологии
Руководитель
Сигаева Екатерина Александровна
Старший научный сотрудник лаборатории космофизических исследований, ученый секретарь НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук
Методист
Дементьев Юрий Николаевич
Старший методист по проектной деятельности Лицея «Вторая школа», методист Центра педагогического мастерства
Новые материалы и нанотехнологии
Руководители
Иванов Дмитрий Анатольевич
Руководитель направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», кандидат физико-математических наук
Калмыков Степан Николаевич
Научный руководитель химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент и академик РАН, доктор химических наук
Методисты
Солодова Анастасия Юрьевна
Заведующая лабораторией кафедры энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий НИТУ «МИСиС», кандидат технических наук
Хрипунов Юрий Вадимович
Директор Проектного офиса и Ресурсного модельного центра дополнительного образования детей, руководитель ЮСНИШ «Основы нанотехнологий», доцент кафедры экспериментальной и теоретической физики ОГУ имени И.С. Тургенева, кандидат физико-математических наук
Освоение Арктики и Мирового океана
Руководитель
Пинский Александр Савельевич
Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»
Методист
Никулин Тимофей Русланович
Руководитель проекта Data Culture факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Передовые производственные технологии
Руководитель
Кортов Сергей Всеволодович
Первый проректор УрФУ, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук
Методист
Терлыга Надежда Геннадьевна
Заместитель первого проректора УрФУ, руководитель Школы талантов УрФУ и Уральских проектных смен, доцент, кандидат экономических наук
Природоподобные и нейротехнологии
Руководитель
Дьякова Юлия Алексеевна
Директор НИЦ «Курчатовский институт», кандидат физико-математических наук
Методист
Зинина Анна Александровна
Научный сотрудник лаборатории нейрокогнитивных технологий и робототехники НИЦ «Курчатовский институт», кандидат психологических наук
Современная энергетика
Руководитель
Афанасьев Игорь Семенович
Заместитель генерального директора по геологии и разработке АО «Зарубежнефть»
Методист
Морозов Андрей Владимирович
Ведущий научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», доктор технических наук
Экология и изучение изменений климата
Руководитель
Романовская Анна Анатольевна
Директор института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Методист
Герешелис Елена Владимировна
Исполнительный директор международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата Университета «Сириус»
Положение об Июльской научно-технологической проектной образовательной программе «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» 2025 года
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Научно-технологической проектной образовательной программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» (далее – Программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Программа проводится в Образовательном центре «Сириус» с 1 по 24 июля 2025 года.
1.3. К участию в Программе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия не младше 7 класса и не старше 10 класса по состоянию на 2024/2025 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы, из числа участников всероссийского конкурсного научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2024/2025 учебного года.
1.4. Общее количество участников Программы – не более 439 человек.
1.5. Не допускается участие в двух образовательных программах направления «Наука», идущих подряд.
1.6. Преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
1.7. Научно-методическое сопровождение образовательной программы осуществляет Экспертная группа программы, состоящая из руководителей и методистов направлений Программы.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие в отдельных мероприятиях или в части Программы (в том числе исключены заезды и выезды участников вне установленных сроков заезда и выезда с Программы).
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Экспертной группы Программы участник может быть отчислен с Программы.
1.11. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
2. Направления Программы
2.1. В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 №145, Приоритетными направлениями научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий, утвержденными указом Президента Российской Федерации от 18.06.2024 г. №529, Национальными целями развития Российской Федерации, Национальными проектами технологического лидерства, отраслевыми и региональными стратегиями развития:
– Агропромышленные и биотехнологии;
– Беспилотные и логистические системы;
– Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность;
– Генетика и биомедицина;
– Когнитивные и междисциплинарные исследования;
– Космические технологии;
– Новые материалы и нанотехнологии;
– Освоение Арктики и Мирового океана;
– Передовые производственные технологии;
– Природоподобные и нейротехнологии;
– Современная энергетика;
– Экология и изучение изменений климата.
2.2. Проекты в рамках направлений, а также минимальные и максимальные квоты участников по каждому из направлений утверждаются Экспертным советом Фонда «Талант и успех» и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус».
3. Цели и задачи образовательной программы
3.1. Цели Программы:
– активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, проявляющих интерес к самостоятельной исследовательской, конструкторской и проектной деятельности и техническому творчеству;
– популяризация и пропаганда научных знаний.
3.2. Задачи Программы:
– предоставление учащимся возможности испытать себя в решении актуальных исследовательских и прикладных научно-технических задач;
– создание научно и/или технически-значимого результата проектной работы учащихся;
– получение учащимися опыта командной проектной работы;
– привлечение учёных, инженеров и экспертов к работе с одарёнными школьниками, формирование связей между одарёнными школьниками и партнерами Программы для возможного постсопровождения (после окончания Программы);
– реализация возможностей самоопределения и профессиональной ориентации талантливых школьников через выполнение проектов совместно с представителями университетской, научной и технологической среды;
– развитие лучших практик управления исследовательской и проектной деятельностью школьников.
4. Порядок отбора участников Июльской проектной образовательной программы «Большие вызовы»
4.1. Отбор участников Программы в следующей очередности:
1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2024/2025 учебного года (далее – Конкурс);
2. Школьники-участники конкурсного отбора по совокупности результатов участия в заключительном этапе Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях, определенных в пп.4.5-4.6.
4.2. К участию в Программе приглашаются обучающиеся по программам не младше 7 класса и не старше 10 класса по состоянию на 2024/2025 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы (июль 2025 года).
4.3. Отбор проходит независимо по каждому из направлений программы, определенных в п.2 настоящего Положения. Результаты участия в отборе на одно направление не могут быть учтены при отборе на другое направление.
4.4. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука».
4.5. Рейтинг участника конкурсного отбора определяется как сумма результата его участия в заключительном этапе Конкурса, балла за его академические достижения, определенного в пп.4.6-4.7.
4.6. Балл за академические достижения определяется в соответствии с лучшим результатом участия в мероприятиях 2024/2025 и 2023/2024 учебных годов следующим образом:
Уровень олимпиады |
Победитель |
Призер |
Заключительный этап: |
50 |
35 |
Региональный этап: |
20 |
15 |
Олимпиады РСОШ 1 уровня |
20 |
15 |
Олимпиады РСОШ 2 уровня |
10 |
5 |
4.7. Соответствие направлений и профилей олимпиад, учитываемых в п.4.5, определяется следующим образом:
Направление |
Профили олимпиады |
Агропромышленные и биотехнологии |
биология, физика, химия, экология |
Беспилотные и логистические системы |
математика, информатика, физика |
Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность |
информатика, математика |
Генетика и биомедицина |
информатика, биология, химия, физика, генетика |
Когнитивные и междисциплинарные исследования |
биология, лингвистика, психология, информатика, математика, обществознание |
Космические технологии |
астрономия, физика, информатика, математика, биология |
Новые материалы и нанотехнологии |
физика, химия, биология |
Освоение Арктики и Мирового океана |
математика, информатика, физика, география, биология |
Передовые производственные технологии |
информатика, химия, физика |
Природоподобные и нейротехнологии |
биология, химия, физика, информатика, математика, психология |
Современная энергетика |
физика, химия, математика, информатика |
Экология и изучение изменений климата |
химия, биология, экология, география |
4.7.1 При отборе на Программу учитываются только академические достижения, загруженные в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
4.7.2. Участники, получавшие сертификат за участие в программе знакомства с лидерами науки и производства и решение научно-технологических задач на базе школьных студий «Уроки настоящего» за 2024/2025 и 2023/2024 учебные года, при отсутствии академических достижений, получают 1 дополнительный балл. Данный балл суммируется с результатами участия в заключительном этапе всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
4.8. В соответствии с рейтингом участников конкурсного отбора формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению Программы.
4.9. В случае равенства баллов двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие наибольший балл за тестирование на заключительном этапе Конкурса.
4.10. Итоговые квоты на каждое направление и список школьников, приглашенных к участию в Программе, публикуются на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 30 мая 2025 года.
4.11. Учащиеся, отказавшиеся от участия в Программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу участников конкурсного отбора. Внесение изменений в список участников Программы происходит до 20 июня 2025 года.
5. Аннотация Программы
Содержание программы формируется на основании положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и связано с ответами на «большие вызовы». Согласно определению, предложенному в СНТР, «большие вызовы» – это «требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов».
В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются Стратегией научно-технологического развития России, Национальными проектами, отраслевыми и региональными стратегиями развития.
Инициаторами проектов выступают привлекаемые к проведению Программы партнеры Фонда «Талант и успех» и Научно-технологического университета «Сириус» – образовательные организации высшего образования, научные центры и исследовательские институты, технологические компании. Проекты разрабатываются и реализуются проектными командами, формируемыми из числа участников Программы. Средняя численность проектной команды составляет 4 - 6 человек и определяется требованиями к конкретному проекту. Работу проектной команды курирует руководитель проекта. Распределение в проектные команды производится методистами направлений. На протяжении Программы проектные команды работают над реализацией проектов с целью достижения конкретного, представимого научно-исследовательского и/или научно-технологического результата с учётом временных рамок и ресурсов, определяемых спецификой Программы.
Работа над проектами проводится в учебных аудиториях, лабораториях Образовательного центра «Сириус», проектных лабораториях и мастерских Научно-технологического университета «Сириус.
В зависимости от содержания проекта участники также могут проводить полевые исследования.
В процессе решения проектных задач участники Программы приобретают навыки командной работы, получают возможность познакомиться с современными методами исследования и проектными инструментами, осваивают навыки работы с различным оборудованием, посещают установочные и обзорные лекции, консультируются с экспертами, выезжают на экскурсии и практикумы, связанные с темами проектных работ.
Завершением образовательной Программы является итоговая конференция направлений, в рамках которой каждая проектная команда представляет результат своей работы.
Материальные результаты проектов (модели, устройства, прототипы, инсталляции, мультимедиа, видеоролики) по согласованию с партнерами передаются в Образовательный центр «Сириус».
6. Финансирование Программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников Программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».