Лекция «Рождение Эрмитажа» в «Сириусе» началась с истории коллекций императрицы Екатерины II, заложившей основы всемирно известной картинной галереи, в стенах которой хранятся тысячи полотен – шедевров мирового искусства.
О том, как художественное наследие Европы стало достоянием России, юным художникам и литераторам рассказала сотрудник научно-методического отдела «Школьный центр» Государственного Эрмитажа Елена Игоревна Цветкова. После встречи с ребятами специалист ответила на несколько вопросов.
– Елена Игоревна, без страсти Екатерины II к собирательству Эрмитажа в том понимании, каким мы его знаем, не было бы. С чего все начиналось?
– Как Вы правильно отметили, история коллекции Государственного Эрмитажа связана с целенаправленной деятельностью Екатерины II, а сама история приобретения царицей своих собраний – очень захватывающая и увлекательная. Императрица однажды сказала своему секретарю Адриану Грибовскому: «Мнимая моя расточительность есть на самом деле бережливость, все остается в государстве и со временем возвращается ко мне». Она питала благородную страсть к произведениям искусства и скупала великие полотна. Первые картины своего собрания императрица приобрела у берлинского купца Иоганна Гоцковского, который собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II. Это был 1764 год – год основания музея.
– Считается, что тогда из Берлина приехало более 200 полотен. Сколько на самом деле их было?
– Наши исследователи утверждают, что картин было не менее 317. Ученые продолжают изучение архивов, и не исключено, что эта цифра еще возрастёт. Ведь Эрмитаж в советское время, передавал на хранение свои экспонаты. И некоторые картины собрания Гоцковского можно встретить в других музеях нашей страны.
– И помогали Екатерине в этом собирательстве так называемые комиссионеры?
– В создании картинной галереи самое деятельное участие приняли многие выдающиеся деятели науки и искусства. И среди этих комиссионеров было много известных людей: князь Дмитрий Алексеевич Голицын, дипломат и французский писатель, философ-просветитель и энциклопедист Дени Дидро, и немецкий публицист критик, дипломат, многолетний корреспондент императрицы Екатерины II барон Фридрих Мельхиор Гримм, и французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Благодаря их усилиям коллекция пополнялась творениями самых лучших мастеров и запасники Эрмитажа быстро пополнялось шедеврами европейского искусства.
– Все они не случайно были выбраны для этой миссии?
– Конечно. Екатерина II умело различала в людях их таланты. И будучи просвещённой государыней, она окружала себя людьми, обладающими большими познаниями: это философы, писатели, деятели искусства, вкусу и профессионализму которых она доверяла. Величайшие умы Европы.
– Кроме страсти к живописи, у Екатерины II были и другие увлечения – расскажете о них?
– Она увлекалась токарным делом. Традиция идет еще с XVII столетия. «Ремеслом королей» были увлечены и Людовик XIV, и Петр Великий, у которого было замечательное собрание станков и инструментов, они до сих пор хранятся в Эрмитаже. Полагаю, что Екатерина могла также ими воспользоваться. Еще она любила читать: «Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка», писал о ней историк Василий Ключевский. Ее библиотека насчитывала более 38 тысяч томов различных сочинений.
– А как же ее любовь к камеям?
– О, это была настоящая «одержимость» - «камейная болезнь» по утверждению самой императрицы. Ей очень нравилось искусство глиптики. Камеи и инталии были большой страстью, она собирала их тысячами. Если точнее, то камей и инталий у нее было 10 000, а слепков – 16 000. При посредничестве своих агентов, императрица приобретала все значительные коллекции, появлявшиеся на художественном рынке. В том числе и коллекцию герцога Орлеанского, которая считалась лучшей в Европе. Большую часть этих экспонатов вы сможете найти в Эрмитаже на выставке в Золотой гостиной Зимнего дворца и в залах Античного искусства.
Как отметила Елена Игоревна, говорить о великом наследии Эрмитажа можно часами, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. «Мы будем рады встретить вас в стенах одного из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира», - подытожила специалист.