В мае гостем «Сириуса» стал писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Автор, книги которого переведены на языки в 25 странах мира, ответил на вопросы школьников о фантастике, писательском успехе и не только.
– Сергей Васильевич, какое у вас сложилось впечатление о фильмах, снятых по вашим книгам: довольны ли вы тем, что вышло на экраны?
– Во время работы над «Дозором» я понимал, что события книги вполне можно переложить на кино. И когда мне предложили экранизировать роман – не удивился. Принялись со съемочной группой за работу. Первоначально решили не отходить от книжного сюжета, но оказалось, что на экране все выглядит иначе, скучнее. Тогда я начал адаптировать сюжет для кино, буквально переписывая на ходу. Но в результате я остался доволен тем, что вышло на экраны, потому что понимаю, что сделал все, что мог.
– Вы участвовали в адаптации романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» для телевизионного проекта. Расскажите немного о своем участии в этом проекте и почему его закрыли?
– Сначала за этот проект никто не брался, ссылаясь на то, что события, описываемые в книге, не актуальны. Но я очень люблю Стругацких, и когда продюсеры предложили принять участие, согласился сразу. Закипела работа! Сценарий первой серии был готов, и мы предложили его телеканалам: все отмахивались, мол, повести Стругацких – это уже «преданья старины глубокой». Сейчас о проекте вспомнили снова, началась очередная волна переговоров, но делать прогнозы пока рано.
– Почему повесть «Понедельник начинается в субботу» кажется вам актуальной?
– «Понедельник» – это про людей, у которых есть цель в жизни. Про увлеченных людей, которым важно делать прекрасное и великое. Книга задает правильные жизненные ориентиры, она очень светлая, радостная и внушает надежду, что в конце все будет хорошо.
– Как вы относитесь к жанру антиутопии, и может ли когда-нибудь человечество дойти до граней, описываемых в литературе этого направления?
– Отношусь хорошо, называю его «предупреждающей литературой». Вообще, написать о том, что, например, упал метеорит, взорвалось ядро Земли или прилетели инопланетяне, в результате чего герой книги берет в одну руку консервную банку, а в другую автомат и начинает выживать – довольно легко. Такой литературы много, сам я не очень люблю в этом жанре писать, но читаю, иногда даже с удовольствием.
– Как вы относитесь к теории, что настоящий писатель рождается после тысячи исписанных страниц?
– Думаю, это утверждение не однозначное. Иногда талантливая книга может получиться и у писателя-дебютанта, но, по большому счету, да, писателю действительно надо очень долго набивать руку.
– Совет мэтра: как начинающему автору добиться успеха и найти свою аудиторию?
– Придумайте скандальную тему и назовите свое произведение в духе «Как я съела своего друга». Опишите историю, как вы, например, служили во французском легионе и, оказавшись где-то в затерянной мексиканской сильве, вынуждены были слопать своего верного боевого коня. Прославиться быстро – можно, если сделать ставку на скандальность и эпатажность. Таких примеров много, и они работают. А если серьезно – самое важное, чтобы книга, которую вы пишете, была прежде всего интересна вам. Если затрагиваете в ней темы, которые вас по-настоящему волнуют и задевают, вы непременно найдете отклик у аудитории и у вас появится свой читатель.