8 (800) 100 76 63

Стать ближе к космосу можно в «Сириусе». Сегодня, 13 ноября, в Образовательном центре стартовал проект «Космические лекции». О полетах на околоземную орбиту, открытиях в области космонавтики, астрономии и астрофизики, о новых пилотируемых миссиях ребятам будут рассказывать ведущие специалисты научно-исследовательских институтов и предприятий космической отрасли, ученые и эксперты, ну и сами космонавты.

А открылись «Космические лекции» встречей школьников с заместителем директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН, членом-корреспондентом РАН, профессором, доктором медицинских наук Людмилой Борисовной Буравковой.

Людмила Борисовна – известный специалист в области космической биологии, физиологии экстремальных состояний и гравитационной цитофизиологии, автор и соавтор 200 научных публикаций. В орбите ее интересов – изучение клеточных механизмов адаптации к гипоксии; исследование роли внутриклеточной сигнализации в приспособительных реакциях при действии изменённого содержания кислорода и давления газовой среды; клеточные эффекты при действии факторов космического полета.

«Я постаралась доступно рассказать ребятам об истории космической биологии и медицины, о том, какие задачи в этой области стоят перед специалистами сегодня. И разумеется, мы поговорили о достижениях отечественной космонавтики», – прокомментировала педагог.

«Космическая биология и медицина – область довольно интересная. По сути это биомедицинские исследования и технологии, изучающие взаимодействие живой системы со всеми факторами космического пространства», – демонстрируют свои познания в этой области школьники.

Невесомость, космическое излучение, искусственная среда обитания в герметичном замкнутом пространстве: к сожалению, полностью исключить возникновение и развитие приспособительных реакций – адаптацию к условиям полета – пока невозможно.

«Именно поэтому эти исследования кажутся любопытными. Мои родители - врачи, и я с раннего детства рассматривала возможность пойти по их стопам. А стать медиком, и трудиться в космической отрасли – мне это видится вдвойне интересным. Конечно, я была бы счастлива и вовсе стать космонавтом, чтобы своими глазами увидеть всю красоту Вселенной, но, вероятнее всего, я все же стану ученым, и тоже буду совершать открытия», – делится своими планами Катя Веретенникова (16 лет, Саратов, направление «Наука»).

Похоже, что тема космоса остается столь же интересной сегодня, как и шестьдесят лет назад, когда на орбиту был запущен первый спутник Земли. А потому и вопросов эксперту у ребят накопилось немало:

– Людмила Борисовна, как попасть в отряд космонавтов?

– Как врач, я начну с самого главного: нужно быть совершенно здоровым. Это первый показатель, по которому рассматривают кандидатов. Если есть хоть какие-то нарекания по здоровью, то шансов мало. А так попасть в отряд космонавтов можно, подав заявку на участие в открытом отборе кандидатов. Разумеется, претенденты должны обладать совокупностью знаний, необходимых для успешного прохождения программ профессиональной подготовки. То есть, быть с высшим образованием в области инженерных специальностей, в сфере физики, математики, программирования. Сейчас еще востребованы и те, кто имеет биологическое и медицинское образование. 

– Известно, что условия, в которых находятся люди на орбите отличаются от земных, и основные системы органов человека начинают в космосе работать иначе. Неблагоприятно отражаются на космонавтах отсутствие привычных нам дня и ночи, пространственные нарушения. Как сегодня ученые могут облегчить пребывание человека в космосе? 

– И наука, и техника, с первых шагов покорения человеком космоса, были сосредоточены на том, чтобы во время полета обеспечить (насколько это в космосе возможно) комфортные условия пребывания, приближенные к земным. И таким образом удалось взять под контроль состав газовой среды, температурный режим, питание. Но вопрос, который по-прежнему заботит медиков – как предотвратить изменения, которые наблюдаются у космонавтов от пребывания в невесомости? Поэтому ученые разработали комплекс мер, призванных облегчить состояние человека в условиях космического полета. В их основе – физические и профилактические упражнения. Задействовано специальное оборудование и различные приспособления. Например, специалисты разработали для космонавтов специальные ботинки с надувными подушечками, которые периодически оказывают давление на стопу и запускают многие сенсорные механизмы.

– Адаптация космонавта на Земле может занять от нескольких дней до нескольких недель. Как медицина помогает космонавтам пережить этот сложный период?

– Подготовка космонавтов к приземлению протекает очень деликатно. Им нужно время для восстановления. Пройти по прямой или прыгнуть с небольшой ступеньки – становится непосильной задачей. Обследование начинается сразу после приземления, дальше за каждой реакцией и движением космонавта следят медики и психологи. Часто в период острой адаптации к земным условиям космонавтам прописывают санаторный отдых. И конечно, на всех этапах дозировано вводятся тренировки, с постепенным увеличением нагрузки. На сегодняшний день разработано и опробовано несколько эффективных технологий послеполётной реабилитации космонавтов, которые помогают сократить реабилитационный период после длительного полета до 2-3 недель.

– Расскажите о проектах «Марс 500» и «Сириус», в которых также задействованы Ваши коллеги из Института медико-биологических проблем РАН.

– Проект «Марс 500» – это эксперимент по имитации пилотируемого полёта на Марс, который длился 520 суток в полной изоляции «экипажа» с максимально достоверной имитацией перелета на Марс и обратно. Мы исследовали особенности пребывания человека в замкнутом объекте с физиологического и психологического аспектов. Однако у ученых остались вопросы, которые можно решить в наземных экспериментах. Поэтому недавно запустился новый проект. Это «Sirius», в рамках которого ученые продолжат моделировать космические полеты с целью изучения медико-биологических и психологических проблем, связанных с изоляцией человека в ограниченном пространстве.

Первая «Космическая лекция» имела у воспитанников Образовательного центра «Сириус» большой успех. Школьники говорят, что с нетерпением будут ждать новых встреч с экспертами и учеными. Ждать осталось недолго: 17 ноября в «Сириусе» состоится следящая лекция, она о «Теории большого взрыва». 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»