В мае в Сириус приехали ученики 7-8 классов, увлеченные биологией. Занятия для них проводили преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова — это эксперты, которые участвуют в составлении заданий для различных биологических олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Участники программы только начинают делать первые шаги в олимпиадном движении, поэтому преподавательский состав точно знал, какие навыки и темы нужно дать школьникам.
«Большинство этих детей еще не участвует ни в региональных, ни в заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников, которые начинаются с 9 класса. Конечно же, нам хотелось в первую очередь дать им больше практических знаний, потому что в свободном доступе сейчас есть много учебников, интернет-ресурсов и бесплатных видеолекций по теории, а необходимое оборудование отсутствует во многих школах», — рассказывает соруководитель майской образовательной программы, замдекана биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Белякова.
Региональный практический тур ВсОШ по биологии состоит из трех кабинетов (ботаника, зоология и человек), а заключительный — из четырех кабинетов. На программе школьники изучали каждую из этих тем. Ребята изучали насекомых, плоды и листья растений, культуру водорослей, грибы, вскрывали раков, улиток, форель, знакомились со строением скелета человека и работой сердца и рефлексов. Часть занятий была выездной. Например, ихтиологию школьники изучали на форелевом заводе в Адлере с Владимиром Здановичем, доцентом биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а о зоологии позвоночных в парке «Южные культуры», в вольерном комплексе Кавказского заповедника юным биологам рассказал Сергей Огурцов, доцент биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. То есть все занятия нацелены на то, чтобы в будущем школьникам было комфортно войти в заключительный и региональный этапы олимпиады.
По словам замдекана биофака МГУ, сравнивать такую подготовку с репетиторством ошибочно.
«В последнее время подготовка к олимпиадам для многих сводится к такому “натаскиванию”. У детей появляется отношение как к ЕГЭ, где очень жесткая конкретная база, из которой выбирают задания. Многие считают, что если что-то делали и разбирали в Сириусе, то это обязательно будет на олимпиаде. Но они не понимают, что им прививают навыки работы, моторику, инструменты и учат видеть. Нельзя научиться смотреть в микроскоп с первого раза, нужно несколько раз рассмотреть разные объекты. Поэтому нельзя считать подготовку к олимпиадам репетиторством, когда изучили что-то с преподавателем, а потом просто повторили. Речь идет о том, чтобы научиться составлять из своих знаний новое решение. Это творчество в чистом виде», — говорит Галина Белякова.
Также по словам соруководителя программы, профессора кафедры биохимии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председателя жюри заключительного этапа ВсОШ Александра Рубцова, задача майской программы — показать школьникам олимпиадную биологию и помочь принять решение: хотят ли они продолжать углубляться в этот предмет. Результаты прошлогодней аналогичной программы Сириуса показывают, что в этом есть смысл. Из четырех золотых медалистов Всероссийской олимпиады по биологии среди 9-классников — двое участвовали в майской программе Сириуса в 2018 году, а победитель — в сентябрьской программе.