Город-спутник Москвы Королев называют неофициальной космической столицей России. Поэтому неудивительно, что именно здесь проходит образовательная программа «Сириус-2020», посвященная космическим технологиям. На две недели кабинеты детского «Кванториума» Технологического университета превратились в настоящие проектные лаборатории. Но работа и защита проектов подходят к концу.
На направлении «Спутник моей школы» школьники создали четыре наноспутника CubeSat-3U для исследования планет и галактик. Ребята самостоятельно спроектировали и рассчитали системы жизнеобеспечения и балансировки космических аппаратов, спаяли и запрограммировали для них электронные платы.
Участница София Чуйкова приехала на Космическую программу из Воронежа, ей 17 лет. О конкурсе «Дежурный по планете» она узнала от друзей. Во время отбора София успешно решила все профильные кейсы и оказалась в финале – на программе в Королеве. К слову, желающих попасть на программу было более восьми тысяч.
«Я с детства интересуюсь космонавтикой, в 11 лет посмотрела первую часть «Звездных войн», потом «Стартрек», затем перечитала десятки книг о космосе. Сейчас меня не остановить», – смеется София.
В строительстве наноспутника участница отвечала за сборку и модернизацию, помогала с расчетом полезной нагрузки. Как отметила София, программная часть оказалась самой сложной. Нужно было написать корректный код, чтобы спутник мог сориентироваться в пространстве и выполнить задачу.
«Главное, чтобы во время испытаний спутник не развалился, – шутит руководитель направления и заведующий лабораторией космических систем Образовательного центра «Сириус» Иван Шеков. – Аппарат должен остаться невредимым после серии вибраций и ударов, которые имитируют перегрузки при запуске в космос на ракета-носителе».
Оценить прочность устройств нужно еще на Земле. Этот параметр проверяют на вибростенде.
В космосе не должны подвести и системы, которые ориентируют и стабилизируют спутник в пространстве. Их калибруют по импровизированному солнцу – лампе, магнитному полю и положению звезд вокруг.
Спутники запускают на орбиту в специальном пусковом контейнере. Ребята уже смогли его «примерить» на свое устройство. Контейнер предоставила компания «КосмоЛаб», с которой в июле 2019 года школьники уже делали проект на программе «Большие вызовы». Тогда ребята собрали удаленно управляемый модуль для экспериментов на МКС.
Но создать устройства мало – школьникам необходимо защитить проекты перед экспертами. Самые перспективные идеи будут запатентованы, а лучшие участники получат предложения о стажировках на российских предприятиях.
Космическая программа «Сириус-2020» – уже вторая для Фонда «Талант и успех», но первая за пределами Сочи. Это стало возможным благодаря развитию региональных центров по работе с одаренными детьми, которые открываются в каждом регионе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Научно-технологическая проектная космическая программа «Сириус-2020» проходит в рамках проекта «Дежурный по планете». Организаторами программы являются Образовательный центр «Сириус» совместно с Госкорпорацией «Роскосмос», Фондом содействия инновациям, Сколковским институтом науки и технологий, Кружковым движением НТИ и региональным Центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Московской области (Гимназия им. Е.М. Примакова). В 2020 году Космическая программа проходит на объектах инфраструктуры Московской области – Детском технопарке «Кванториум» в Королеве и МБОУ «Лицей №5».
Партнерами трека «Спутник моей школы» также стали компания «Спутникс» и АНО «Аналитический центр Аэронет». Конкурс направлен на поиск и обучение будущих инженеров – спутникостроителей. До того, как пройти в финал, школьники полгода выполняли дистанционные задания: изучали основы схемотехники, программирования и проектирования малых космических аппаратов.
Текст подготовили: Инна Мартынова, Ольга Цинадзе, Роман Сухих