Образовательный центр «Сириус» регулярно проводит курсы повышения квалификации для педагогов из всех регионов России. Один из недавних таких курсов прошел для учителей физики – 22 педагога обсуждали новые задачи для олимпиадников, осваивали экспериментальную физику и делились мотивационными идеями.
Мы заглянули на занятия и попросили наставников курса поделиться советами для молодых педагогов.
Про практику и опыт
Советует: Сергей Варламов, кандидат физико-математических наук, доцент, преподаватель физики специализированного учебно-научного центра МГУ.
– Практика – спутник знаний
Ученик продвигается, не просто запоминая информацию из учебника, а понимая механизмы различных явления с точки зрения законов физики. Это возможно через практику и опыты. Для этого не всегда нужно сложное оборудование. Например, даже с помощью обычных резинок можно изучить волновые колебания и вывести формулу связи скорости и движения. Вот это полезно – понять принцип работы.
Про выгорание
Советует: Артем Воронов, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ, директор Физтех-школы физики и исследований имени Ландау.
– Успешен тот, кто влюблен
Преподавание – это про любовь. Педагоги доносят предмет детям через себя. Если вы рассказываете изо дня в день одно и то же и не горите темой, сложно заинтересовать учеников.
– Нетворкинг вдохновляет
Найдите единомышленников и профессиональное сообщество, где можно делиться опытом, подходами и своими трудностями. В общении с коллегами очень много ресурса. Учитель, оказываясь среди других педагогов и доказывая свою правоту, заново зажигается.
– И учить, и учиться
Преподаватель редко находится в позиции ученика, то есть в стрессовой ситуации решает новые задачи. Учиться самому важно, чтобы освежить в своей памяти некоторые темы и посмотреть на них новым взглядом.
Про мотивацию
Советует: Владимир Бабинцев, доцент кафедры общей физики Московского физико-технического института
– Удовольствие – спутник эффективности
Ответственность учителя – организовать уроки так, чтобы положительные эмоции оказались сильнее психофизических затрат ученика. Это возможно, если учитывать индивидуальность ребенка: жизненные интересы, мышление, знания смежных предметов. Влияют и взаимоотношения. Педагог должен быть авторитетом для ребенка: оценивать и требовать без послаблений, но помнить, что ученик – равноправный участник процесса.
– Мотивация появляется, когда что-то становится важным
В первую очередь объясняйте, как наука в целом и физика в частности нас окружают. Для детей важно то, что они могут реально увидеть и потрогать. Компьютерное моделирование, демонстрация физических явлений помогают увидеть сложные вещи: движение маятника с большими амплитудами, передача тепла в динамике по стержню, движение тела, брошенного под углом с учетом сопротивления воздуха.
– Соревнования стимулируют
Олимпиады, рейтинги, баллы – сегодня они нужны, важны и везде учитываются. Дух соперничества и борьба за победу станут дополнительным стимулом для детей. Даже подготовка доклада по дополнительной литературе поднимает уровень мотивации.
Про уверенность в себе
Советует: Иван Юдин, кандидат физико-математических наук, преподаватель кафедры общей физики Московского физико-технического института.
– Заботьтесь о себе и отдыхайте
Обучение – очень тонкая и сложная вещь. Многое влияет на процесс и зависит от личности педагога. Поэтому у учителя должно быть свободное время, чтобы он мог подумать, поискать новые идеи.
– Не бойтесь запутаться перед учениками
Будьте готовы к тому, что можете запутаться. Главное потом распутаться. Тогда школьники поймут, что поиск решения задачи – это не прямая дорога, а извилистый путь, и нет ничего страшного, что в процессе вы зашли в тупик. Если решение задачи очевидно, то это просто упражнение. Человек растет, когда находит ответ на нерешаемый с первого взгляда вопрос.