В «Сириусе» завершилась программа по промышленному дизайну и школьники защитили на ней свои рабочие проекты. Для этого они в течение месяца осваивали полезные для работы инструменты и учились создавать 3D-модели объектов любой сложности.
Кто такие промышленные дизайнеры и где они получают профессию – разбираемся в вопросе с кандидатом искусствоведения, профессором и завкафедрой «Промышленный дизайн» Московской художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Татьяной Мониной и заведующий мастерскими и лабораториями FABLAB, преподавателя МГХПА Иваном Антоновым.
– Промышленный дизайн – это все то, что нас окружает. Давайте представим более предметно, что это за область. Чем занимаются промышленные дизайнеры?
Татьяна Монина: Всем на свете: любой промышленный дизайнер по сути изобретатель, конструктор и немного инженер. Главные критерии промдизайна – это, конечно, эстетика, функция, да и вообще, весь материальный мир вокруг нас. И специалистам, которые им занимаются, приходится просчитывать все: от назначения самого предмета до винтика, который будет отвечать за работу всего механизма. Как говорится, от нуля до самолета. Дизайнеры думают, оформляют, конструируют. В конечном счете именно они отвечают за то, как будет выглядеть сам предмет и насколько будет полезен.
Создать кофеварку, пылесос или чашку, удерживающую тепло: дизайн-мышление применимо к любому запросу. Здесь назначение дизайна как процесса – удовлетворить интересы пользователя, заказчика.
– Про совместимость красоты и функциональности в промдизайне вам, наверное, часто задают вопрос?
Татьяна Монина: Точно. Это как спросить про совместимость двух рук – левой и правой. Здесь и думать не о чем: функция термоса в том, чтобы сохранять тепло, нам нам небезразлично, как он выглядит. Хороший дизайн это когда ты «и умница и красавица» – то есть нет разделения на визуал и функционал.
– Сейчас модно все делать с упором на «зеленые технологии». Экологичный дизайн – это тренд или будущее промышленности?
– Определенно будущее. Куда бы ни была направлена мысль дизайнера, она всегда реализуется с оглядкой на экологичность. Промышленный дизайн и производство всего на свете развивается настолько стремительно,что вторичное использование и переработка – давно уже не мода, а сознательность. Применение вторичного сырья становится одним из главных принципов дизайнера. В нашей среде есть такое хорошее выражение: «все новое – это хорошо переработанное старое».
– Кто может учиться промышленному дизайну – художники, математики? А если ты уже взрослый и у тебя есть профессия, не поздно ли поступить?
Иван Антонов: Нет, конечно. Если у тебя пытливый ум, то не важно, сколько тебе лет и на кого ты учишься. Поступить на промдизайн может любой: и человек творческой профессии, и сугубо прикладной. Если говорить о школьниках, которые еще только собираются поступать, желание и мотивация – это основное. Нет ничего, что бы они не смогли «потянуть». Чтобы поступить на бакалавра, нужно сдавать рисунок: живопись и композицию. На магистратуре больше собеседований.
Татьяна Монина: У нас на кафедре промдизайна в Строгановке есть бакалавриат и три магистратуры, третью магистратуру – «Дизайн-кураторство: креативные технологии и экспертиза» – мы открыли в прошлом году, она проходит в очно-заочной форме. На нее приходят люди совершенно разных профессий – филологи, инженеры, или, например, медики, которые уже реализовались в других областях, но почему посчитали для себя нужным освоить навыки создания презентаций, промоматериалов, разработки концепций или дизайн-фестивалей, конкурсов в онлайн или оффлайн форматах, и так далее. Это больше про маркетинг. Но область реально востребованная, перспективная.
– Да, и в «Сириусе», как оказалось, тоже.
Татьяна Монина: Это так. Во-первых, мы стараемся получить обратную связь от всех школьников, которые завершают обучение, и слышим только хорошие отзывы, им нравится. Например, двое ребят из прошлой программы сдали экзамены и поступили к нам вуз. Конкретно на мою кафедру, я была рада снова встретиться. Они именно в «Сириусе» поняли, что хотят продолжать учиться. С поступлением проблем не было. Во-первых, у них по сути здесь было введение в профессию и они прошли неплохую подготовку.
Иван Антонов: Теория есть и практика, хороший баланс. Делаем первые шаги в профессию. Пробуем сами своими руками что-то создать. Например, светильники, а почему нет? В конце все выставляем на выставке-экспозиции, чтобы показать, какие классные вещи придумывают ребята. Причем учимся не просто превращать идею в предмет, а именно проектировать ее в 3D программах. Когда готов эскиз, работаем на станках, изучаем материалы и виды их обработки, подбираем нужное.
Это важно: чтобы грамотно спроектировать какой-то объект, нужно понимать, как материал будет себя вести. Мы используем гипс, силикон – они безопасные, податливые. Вот в светильниках, которые мы делали как раз, и есть та эстетика и функция, о которой мы говорили раньше. Мы с ребятами учимся эти две категории совмещать.
Татьяна Монина: Мы можем все: придумать, нарисовать, изобрести. Это невероятное чувство, когда нет никаких границ. Хочешь что-то – сделай это сам. А если это еще и приносит пользу людям, то вдвойне прекрасно.
***
Где учиться промышленному дизайну
Кафедры и факультеты промдизайна есть во многих вузах. Например:
- Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет
У каждого из них свои требования к абитуриентам, так как сама профессия подразумевает и художественную, и техническую подготовку.