Образовательный центр «Сириус» впервые проводит программу «Основы школы объемно-пространственного и цифрового художественного моделирования». Она посвящена промышленному дизайну, и педагоги рассказывают школьникам, как сделать собственный продукт: от наброска до создания в материале. С ребятами работает автор программы, заведующая кафедрой промышленного дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения Татьяна Монина.
– Почему сегодня промышленный дизайн – одно из ведущих направлений в искусстве?
– Дизайн – это не украшательство и даже не элемент комфорта. Это прежде всего решение задачи: от стоматологических протезов и хирургических инструментов до детских конструкторов и игрушек. Многие наши проблемы решает промышленный дизайн. Например, чайник создается для того, чтобы греть воду, но ведь также нужно продумать, как его удобнее взять, сделать более стильным и надежным при перепаде температур.
Изначально перед дизайнером стоит цель – найти то, что еще не было изобретено, или решить задачу, у которой нет готового решения. Этим мы и отличаемся от художников, у которых во главе угла собственный взгляд на вещи, индивидуальность.
– Курс по промышленному дизайну уже проходил в «Сириусе» одним из блоков программы направления «Искусство». Есть ли фактический результат у той программы?
– Результатом двухлетнего сотрудничества Образовательного центра и нашего вуза стало кадровое обеспечение мотивированными абитуриентами: 10% наших поступивших – это ребята, которые пришли к нам после программы в «Сириусе». За пять дней, что мы работали здесь с детьми, нам удавалось заинтересовать ребят, чтобы они решили поступать именно к нам. И сейчас я снова вижу этот интерес. Участники программы пока только знакомятся с промышленным дизайном, узнают тонкости дела.
«Сириус» очень важен: здесь ребята осмысленно что то выбирают и пробуют, а после идут в соответствующие вузы. Мы планируем подключать к этой работе наших студентов, чтобы они рассказали о том, как знакомились с промышленным дизайном сначала в Образовательном центре, а потом и в «Строгановке». Такие истории от сверстников детьми воспринимаются лучше.
– Как отбирались ребята на первую полноценную программу?
– Мы обращаем внимание на желание учиться, мотивацию и креативные способности. Поэтому при наборе школьников мы обращали внимание на то, как они выполнили наше задание: (дать описание задания).
Для программы, которую запускали впервые, у нас были очень хорошие показатели: конкурс был больше четырех человек на место. Всего на программу пригласили 24 человека.
– Из каких этапов состоит программа?
– Мы сделали трехчастную программу. Сначала даем ребятам возможность творческого полета: начать что-то рисовать, придумывать на заданную тему. В течение недели у них продолжаются занятия по созданию скетчингов в разных техниках. Важно, чтобы их замысел четко отражался на рисунке.
Когда полет фантазии исчерпан, участники начинают создавать проект. Второй блок занятий – 3D-моделирование. Таким образом, ребята начинают реально смотреть на вещи и придумывать способ реализации своего проекта. Третий блок – создание продукта: мы выводим наши модели на конечный результат – в материал, потому что самое ценное для детей – это сделать реальное изделие из фанеры, пластика, силикона или любого другого материала. В академии процесс создания продукта длиннее, а тут все быстро, и сразу видно результат.
– То есть программа объединяет знания программ в вузе?
– Программа не состоит из одних лекций или семинаров, мы даем возможность ребятам все потрогать руками. Конечно, за одну программу мы не можем обучить тому, чему учим студентов больше четырех лет. Курс дает представление о том, что мы даем в вузе для того, чтобы школьники увидели, поняли и попробовали себя в промышленном дизайне.
Мы не адаптировали студенческую программу для школьников, просто изначально дали задачу проще, чем у студентов. Но сам процесс работы одинаков. Как и на первом курсе, мы идем от простого к сложному, без поблажек и послаблений.
– Какое задание ребята получили на программу?
– Для проектов были выбраны часы и люстра. Мы взяли самые обыденные вещи, которые точно у всех есть дома, и ребята с ними знакомы, знают об их функционировании и механизме. Одна из задач участников – создать не просто продукт, а действующую и полезную вещь. У нас есть механизмы для часов и лампочки с патронами, а также светодиодные ленты. Изначально у ребят много разных идей, которые они по ходу работы «приземляют» и думают об удобстве и качестве готового продукта. Все это знакомство с технологиями, процессом, реальным миром.
– Зачем нужен этап с эскизами?
– Смысл не в том, чтобы получить конечный результат, а чтобы участники программы научились пропускать задачу через себя и разными способами идти к своей цели. Конечно, в другой раз они могут пройти более коротким путем и сразу делать 3D-макет, но для начала нужно познакомиться со всеми этапами и все попробовать. Нельзя ребят ограничивать – мы стараемся показать им максимально всю палитру возможностей и творчества.
Также важно, чтобы школьники прошли все этапы работы равномерно, ведь кто-то уже умеет рисовать, а кто-то только делает свои первые шаги и не очень в этом преуспел. Так, например, практически никто не умел работать с 3D-макетированием. Времени мало, поэтому занятия проходят очень насыщенно, и мы даем все очень подробно. В этот момент понимаешь, что если бы педагогов было хотя бы на одного меньше, то никто бы уже не справился.
– Как проходит процесс создания продукта от 3D-модели до создания физической вещи?
– У нас есть разные способы, но перед выбором мы стараемся понять, из чего лучше изготовить тот или иной проект: можно на 3D-принтере напечатать или сделать промобразец из пластика, или отлить форму из силикона. В «Сириусе» есть такие возможности, но мы исходим не из них: лучше всего делать из подходящего для этого материала. Главное – это познакомить ребят с технологиями, объяснить, как все сделать. Поэтому делаем акцент на доступность и понятность.
– Насколько педагог вмешивается в процесс творчества?
– Преподаватели работают не над макетами, а над творческим мышлением учеников. Мы больше объясняем, даем советы, потому что хотим развить у них дизайн-мышление. Я всегда против прямого вмешательства в работу студента: наша задача не вмешиваться в авторскую работу, а развить ее идею, увидеть среди скетчингов самое интересное, предложить разные варианты дальнейшего развития работы. Но окончательное решение всегда за автором!
– Чем закончится программа?
– В конце участники представят свои работы на защите проектов и итоговой выставке. Что для нас самое важное, как для преподавателей? Это ученики, с которыми мы работаем. Собирать талантливых и желающих учиться ребят со всей нашей огромной страны – очень ценная и нужная работа, потому что из Москвы их сложнее искать. Поэтому «Сириус» дает бесплатную и доступную возможность познакомить школьников с возможными направлениями их будущей работы и лучшими преподавателями.
Сейчас мы только смотрим за тем, как проходит первая программа. Пока все идет так, как мы с педагогами и планировали. Мы уже договорились с другими преподавателями, что после завершения мы все встретимся и обсудим, как прошли мастер-классы, что нужно упростить, а что усложнить.
Следующая образовательная программа по промышленному дизайну может пройти весной 2023 года. Подать на нее заявку можно будет на странице направления «Искусство».