Член экспертного совета Образовательного центра «Сириус», Народный художник РФ, ректор Академии акварели и изящных искусств - Сергей Андрияка встретился с участниками октябрьской программы Образовательного центра «Сириус».
Сергей Николаевич – руководитель программ «Основы многослойной акварельной живописи», «Основы анималистической скульптуры», «Основы гончарного искусства», «Роспись и декорирование художественной керамики». Специально для Образовательного Центра Сириус Сергей Николаевич разработал новые уникальные образовательные программы по изобразительному искусству, которые за короткое время показали свою эффективность в обучении школьников классическому академическому искусству.
На встрече с учащимися Сергей Андрияка рассказал о любви к природе, о цифровой диете и о том, почему он несколько лет не посещал музеи.
– Сергей Николаевич, Вы известны как мастер академической многослойной живописи акварелью. Как у Вас получилось прийти к созданию собственной техники многослойной акварельной живописи?
– Все начиналось, как у всех. Я учился в художественной школе при институте имени В.И. Сурикова, где изучал акварель и масляную живопись. Потом поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, защитил диплом сюжетной картиной. Занимался портретами, сюжетными картинами, а акварелью писал сверх того, дополнительно для себя, с натуры. А потом пришла любовь к пейзажу. Причем не во Франции, Германии или Турции, куда многие любят ездить отдыхать. В Подмосковье, где я видел, как меняется природа в одном и том же месте. На моей первой выставке в 1985 году в основном были масляные работы и совсем немного акварели. Но любовь нельзя остановить, я все писал, развивал, стал делать акварельные выставки. Позже наступил момент, когда я решил, что не буду ходить в музеи. Решил, что пора самому увидеть мир. Не через других художников, а своими глазами. В течение трех-четырех лет я не ходил в музеи, но очень много писал, наблюдал, смотрел. И стал видеть этот мир без посредника, развил свое видение. Это колоссальный труд.
– Верите ли вы в существование врожденной одаренности?
– Безусловно, особые способности существуют. Но если они достигают размеров большого таланта, это становится проблемой для человека. Одаренной и творческой личности очень трудно жить с собой и окружающими. Знаете, есть такая притча, когда один господин уезжал в дальние странствия и раздал свое имение слугам. Одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, каждому по его силам. В древности талантом называли крупную весовую денежную единицу, примерно 26 килограммов серебра. Сегодня это означает какую-либо одаренность, которая дается человеку. Каждый из слуг распорядился своими талантами так, как посчитал правильным. Получившие от господина пять и два талантов много трудились и приумножили их, приобрели еще талантов. А человек с одним талантом зарыл его в земле, то есть всю жизнь провел в лени и веселье. Смысл притчи в том, что каждый, кому дается талант, должен его развить и совершенствовать. И чем больше талантов у человека, тем больше от него ожидают.
В жизни получается так, что мы замечаем только особые сверхспособности, выдающиеся умения и навыки. Но есть такой талант, который дан абсолютно каждому – быть Человеком, то есть сохранить в себе общечеловеческие нравственные понятия. Это безумно трудно, но без этого таланта все остальные бессмысленны. Все, чем мы занимаемся, должно нести свет людям и воодушевлять их.
– Искусство должно вызывать светлые эмоции. Может ли оно тронуть душу, если вызывает такие эмоции, как страх или гнев? Вас когда-нибудь тянуло к созданию произведений, которые вызывают такие эмоции?
– Все было. Как любой человек я тоже переживаю разные состояния и огорчения, трагедию, злость, конечно, радость, счастье и любовь. В такие моменты, естественно, художник сразу берет кисть. И не важно, что он пишет: стакан, яблоко, интерьер. Он полностью погружается в процесс. У меня такая история произошла с пожаром в Манеже. В Москве в 2004 году планировалась огромная выставка, вмещающая в себя около пяти тысяч работ. Там были мои картины, педагогов, учащихся Школы акварели. Утром мы должны были привезти эти работы. И накануне вечером в Манеже произошел пожар. Помню, я стоял на Манежной площади и видел, как рушится крыша. Для меня это был большой стресс. Чтобы прийти в себя, я утром начал писать пожар Манежа. Все переживания и эмоции, которые были во мне, я раскрыл в этой работе.
Больше интересных вопросов Народному художнику смотрите в нашей трансляции.