help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В ноябре в Образовательном центре «Сириус» впервые проходит программа по масляной живописи. Один из этапов работы посвящен живописи в технике «Гризайль». Почему важно видеть мир в черно-белых тонах и чем рисование отчасти похоже на математику, рассказала автор программы, доцент кафедры живописи и композиции Академии художеств имени Ильи Репина, член Союза художников Анастасия Николаева. 

В помощь художнику

Техника «Гризайль» – это живопись маслом на холсте с тоновыми отношениями без реального цвета. Автор должен работать только в трех тонах: белом, сером и черном. По словам Анастасии Геннадиевны, такой подход значительно упрощает процесс создания произведения. Художник начинает работать как скульптор: он лучше видит объемы, формы и пространство.  

«Художнику нужно поставить глаз так же, как руку музыканту. Работая в “Гризайли”, молодые авторы учатся сравнивать прежде всего темные, светлые и средние тона. Ученик начинает понимать, как ему сделать объем и материальность, передать пространство, сбалансировать светлое и темное. И цвет для этого не обязателен», – рассказала автор программы.

Историческая справка

Работа в технике «Гризайль» долгие десятилетия была классическим заданием в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно с этого живописного приема авторы начинали свою работу и неспроста. Художники регулярно, из месяца в месяц, работали в этом направлении, оттачивая свое мастерство для функционального применения: раньше автор выполнял при помощи гризайли на холсте рисунок и тон, а потом ее же гризайль «раскрашивал» в цвет, максимально точно попадая в тон оригинальной композиции. 

Как и обычное рисование маслом на холсте, работу в технике «Гризайль» можно разделить на несколько этапов. Сначала необходимо наметить рисунок кистью: если это натюрморт, то автор располагает на холсте контуры предметов, определяя их размер относительно друг друга, а если портрет, то задает примерные очертания человека.  

После можно переходить ко второму шагу – раскрыть холст. Для этого нужно взять большие отношения и наметить серые и белые тона. Так художник может более четко определить тоновые пятна натюрморта или портрета, выделив главное. 

Следующие этапы – уточнение и работа с материальностью. Несмотря на уже выделенные основные тона, необходимо учесть нюансы, сделать этюд приближенным к оригинальной композиции. Проработав тон, художник переходит к отражению материальности предметов: стекла, бумаги, металла, дерева, бархата и других. 

«Гризайль» на программе

Для участников программы в «Сириусе» работа в новой для них технике стала новшеством. Педагоги отметили, что школьники не были готовы работать без цвета и сначала даже растерялись, но во время работы вошли во вкус и добились хорошего результата. 

«Получились великолепные натюрморты, и каждый справился с задачей. Хотя у ребят было всего три цвета – белый, серый и черный – необходимо было их правильно распределить в композиции. Это как в математике решение уравнения с тремя неизвестными x, y, z, но ребята справились», – поделилась Анастасия Геннадиевна.

Сразу после работы с гризайлью юные художники как бы в противовес начали работать над ярким цветным натюрмортом. Преподаватели считают, что такое кардинальное переключением между задачами поможет использовать новые знания на практике и постоянно менять вектор своего развития, что важно для обучения. 

Подробнее узнать про программу по масляной живописи в «Сириусе» можно на странице направления «Искусство»

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!