help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В ноябре в Образовательном центре «Сириус» прошла литературно-олимпиадная программа. Двухнедельный интенсив нацелен на подготовку победителей и призеров регионального этапа ВсОШ по литературе к олимпиаде. О том, что значит ВсОШ для школьников и почему литература требует эрудиции и широкого кругозора, рассказала доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина.

Что такое ВсОШ по литературе?
 

– ВсОШ по литературе – это соревнование умных и креативных. Для того чтобы побеждать, у ребенка должен быть синтез аналитических умений и творческого начала. Таким образом, с одной стороны, должны быть очень хорошие интеллектуальные способности, связанные с пониманием, обработкой, трактовкой информации. С другой стороны, должны быть креативные способности, а мы даем творческие задания, которые проверяют их наличие. 

Дипломы призера или победителя заключительного этапа олимпиады дают возможность поступить в любой вуз России без вступительных экзаменов и сдачи ЕГЭ на бюджетные места по профилю олимпиады. Этот диплом показывает, каких результатов подросток смог достигнуть к 10-му или 11-му классу. Те, кто становятся победителями или призерами, – ребята, обладающие действительно неординарными знаниями. 

В чем особенность олимпиады именно по литературе? В синтезе знаний и творческого начала? 

– Думаю, да, потому что немного найдется олимпиад, где проверялись бы не столько знания, сколько навыки работы с художественными и прикладными текстами. Мы даем очень много заданий, в которых разговор о художественных произведениях или о каких-то явлениях культуры переводится в конкретные речевые жанры. Умение говорить в разных жанрах, для разной аудитории – то, что становится предметом оценивания в олимпиаде на творческих заданиях. Когда на заключительном этапе мы проводим устный тур, то от участника требуется умение общаться с той аудиторией, для которой он готовит свой материал. У нас уникальный набор заданий и форм олимпиадной работы. Их нет на других предметных олимпиадах. 

– Нужно ли принимать во ВсОШ участие всем школьникам или это должны быть ребята, которые целенаправленно готовились к олимпиаде? 

– Наша установка отражена в методических рекомендациях, которые мы каждый год издаем. Если речь о школьном этапе, то в нем могут попробовать себя все, независимо от того, пятерка у тебя по литературе или тройка. Если есть интерес к чтению и живость мышления, креативные идеи, то всегда есть смысл пробовать себя на школьном этапе. Как раз здесь мы можем показать, насколько увлекательным может быть предмет «литература» и что часто остается за бортом уроков. Олимпиада проявляет, насколько интересной может быть интеллектуальная работа, связанная с анализом текста или с выполнением какого-то творческого задания. 

Школьный, муниципальный и региональный этапы у нас самые массовые, ежегодно в региональном этапе принимают участие около 13 тысяч человек по России. И это возможность познакомить детей с новыми авторами (мы даем очень много произведений современной литературы), показать им, насколько неординарной может быть литература или дать для изучения редкие тексты, которые не обладают широкой популярностью, но при этом значимы и с ними интересно работать. Поэтому для нас ВсОШ – это возможность расширять горизонты, показывать, как сегодня живет литература, что в ней есть такого, что может приобрести личную значимость для каждого ребенка. 

На заключительном этапе более строгий отбор, здесь соревнуются юные профессионалы. На творческих турах у нас сложные задания, требующие креативности. Например, нужно придумать поэтическую премию, которая могла бы вписаться в имеющиеся литературные премии. И не просто придумать идею, а прописать, по каким критериям вручать премию, подобрать тексты, которые могли бы претендовать на ее получение, и многое другое. Это серьезное задание, которое требует широкого кругозора, творческих способностей, эрудиции и глубоких аналитических способностей.

– Когда надо начать готовиться, чтобы добиться хороших результатов во ВсОШ?

– Школьник идет к победе на олимпиаде всю свою жизнь. Все, что он в жизни прочитал, услышал и посмотрел – я имею в виду хорошие фильмы, выставки, картинные галереи, оперы, музыку, – все это входит в его культурный опыт. Если ребенок приехал в новый для себя город и не поленился сходить в музеи, он приобрел огромный багаж знаний, которые помогут ему быть конкурентоспособным на олимпиаде по литературе. 

Здесь, в «Сириусе», свои задания я часто строю на том, что показываю ребятам при разборе тех или иных текстов те места, с которыми этот текст оказывается связан. В «Венецианских строфах» показан любимый вид Бродского в Венеции, и я показываю им фотографии, которые делала с той точки, откуда поэт смотрел на площадь Сан-Марко. Когда мы разбираем стихотворение «Декабрь во Флоренции», я показываю им маршруты по Флоренции, пройденные сначала поэтом, а потом – его читателями. И если они сами так же действуют: много ходят по музеям, путешествуют, не просто смотрят кино, а рассуждают над тем, как оператор строит ракурсы, а режиссер монтирует конечный материал, то эта работа оказывается востребованной на заключительном этапе. 

– Помогает ли в подготовке участие в прошлогодних олимпиадах?

– Участие в олимпиаде 2022 года – это уже начало подготовки к олимпиаде 2023-го. Когда школьник получает наши задания на одном из туров, то одновременно получает направление своей работы. Он может увидеть те векторы, по которым строится исследование литературы. Для ребят участие в олимпиаде – это отправная точка для того, чтобы начать готовиться к следующей. 

– В чем особенность литературно-олимпиадной программы в «Сириусе»? Две недели для подготовки, кажется, недостаточно. 

– Это очень много, потому что две недели у детей очень плотно заняты, и мы успеваем перепробовать практически все те виды работы, которые могут оказаться необходимыми на региональном и заключительном этапе олимпиады. У нас очень много занятий, которые связаны с аналитической работой, причем это не просто разные тексты, но и разбор их с разными преподавателями. Так участники программы видят, как по-разному можно подходить к материалу, разные трактовки информации и алгоритмы, с которыми преподаватель подходит к художественному тексту.

У нас есть занятия, которые связаны с кино, живописью, анимацией. Все это наводит мостики между литературой и смежными видами искусства, а также дает ребятам понятийный язык, терминологический аппарат. Также на программе школьники пишут пробный аналитический и творческий туры. Мы для пробного творческого тура придумали им задания, которые абсолютно равноценны любому заданию заключительного этапа. После участники программы получат обратную связь: мы, преподаватели, будем делать разбор заданий каждого школьника на индивидуальных консультациях и покажем, где их сильные места, над чем еще нужно работать. Для ребят это большой импульс к самостоятельной работе по подготовке к олимпиаде. 

– Какие необычные форматы вы используете на программе? 

– Мы в «Сириусе» проводим филологический батл. Специально придумали такое задание, где даем возможность школьникам попробовать себя в роли начинающих исследователей литературы. Мы с ними очень внимательно прорабатываем классические статьи известных литературоведов и пробуем применить те алгоритмы, которые ребята выстроили благодаря знакомству со статьями или монографиями, к тем художественным текстам, с какими они работают дальше самостоятельно. А затем переходим к публичному выступлению и защите своей версии анализа.

Еще у нас есть проектный семинар, и мы решили проводить его в формате аукциона литературных вещей. Ребята должны выбрать вещи, которые чем-то дороги и значимы для литературных персонажей, составить паспорт предмета для аукциона, выяснить прижизненную стоимость, расписать, чем эта вещь дорога и какие у нее функции в литературном тексте. Цель семинара – выгодно «продать» свой предмет, чтобы на полученные деньги «купить» вещи у других участников аукциона. Такая форма занятий совмещает в себе и аналитическую, и творческую работу. Аукцион как дискуссия о роли вещей в литературе – это проверка эрудиции и знания текста, умение увидеть детали в контексте целого. 

– А вы видите прогресс, которого достигли участники программы? 

– Я бы сказала, что горизонты расширяются. После «Сириуса» у ребят есть понимание того, насколько не ограничивается филология какими-то школьными подходами, когда есть готовый план анализа текста и по нему нужно работать. Сейчас участники программ начали понимать, что все индивидуально, стратегия анализа текста задается самим текстом и мы идем не от какого-то плана, а от особенностей поэтики самого произведения. Когда у подростков появляется много личных примеров таких разборов, то по-другому формируются сознание и подходы к работе. 

– Какой совет для подготовки вы можете дать участникам олимпиады по литературе? 

– Если школьник включен в актуальную современную культуру, то это уже огромный шаг на пути к олимпиадным достижениям. Готовясь к аналитическому туру, можно учиться на работах классиков филологии, на примерах разборов текстов, которые появляются в научной прессе, на семинарских занятиях в рамках дополнительного образования. Для этого нужна определенная мотивация и готовность к постоянной аналитической работе для тренировки навыков. А к творческому туру научить чему-то конкретному сложнее.

– Важна ли в данном случае роль педагога в подготовке? 

– Если школьнику повезло с наставником, то это очень здорово. Но сейчас современный подросток располагает очень широкими возможностями и без преподавателя: есть и Arzamas, и канал Армена Захаряна «Армен и Федор», где даются замечательные образцы работы с литературными произведениями,. Естественно, работу наставника никто не заменит, потому что только преподаватель может дать ученику обратную связь. Это очень важная часть подготовки. Но школьник готовится к олимпиаде всю жизнь, всем тем культурным опытом, который у него сформировался. 

– Как мотивировать ребенка, который уже принимал участие во ВсОШ, но не достиг того результата, который он ожидал? 

– У нас были ребята, которые, например, в 9-м классе приезжали на заключительный этап, и им не хватало одного балла до диплома призера. И, разумеется, они были страшно расстроены, но та подготовка, которую они прошли перед олимпиадой, никуда не делась. Этот багаж, который останется со школьником при любых обстоятельствах. И когда эти ребята в 10-м классе участвовали в заключительном этапе, становились победителями. Все усилия, которые они приложили раньше, не допрыгнув до диплома призера, не прошли даром. Таких историй много.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!