Как не волноваться перед выступлением или какие природные данные должны быть у настоящей балерины? Эти и многие другие темы волнуют юных танцовщиков, которые хотят посвятить свою жизнь балетному искусству. Преподаватели образовательных программ по хореографии ответили на самые популярные вопросы ребят и поделились собственным опытом.
Существует стереотип, что в профессиональный балет берут только тех, у кого есть определенные танцевальные данные. Преподаватель Московской государственной академии хореографии по классическому танцу Инна Дягилева уверяет, что в мире практически не существует физически идеальных людей, но есть свод характеристик, на которые педагоги профессиональных учреждений обращают внимание при поступлении юных танцовщиков.
«Первое, на что смотрят во время отбора, это физические данные: гармоничность фигуры, выразительность лица, гибкость спины, высота прыжка. Хореографы специально просят показать линии ног, гибкость стопы, шаг и вывернутость, так как в балете очень многое зависит от амплитуды движения в бедренном суставе. Также обязательно проверяется артистизм ребенка: как он может выразить характер музыки, как покажет музыкальность, передаст свои ощущения, чувство ритма», – рассказала преподаватель.
При этом артистизм танцовщика очень важен. Как отметила солистка Большого театра Светлана Павлова, балет – это молчаливое искусство, и эмоции необходимы, чтобы объяснить зрителю, что происходит на сцене.
«Эмоции нам необходимы, и каждый жест, который ты показываешь на сцене, нужно сделать настолько крупно и понятно, чтобы на четвертом ярусе зрители не расстроились, что они просто так пришли в театр. Этому учатся с детства на уроках актерского мастерства. Считаю, что они очень необходимы, так как раскрывают личность детей. Многие ребята приходят зажатыми и скромными, им сложно показать эмоцию, будь то грусть или радость. Я сама прошла через это: было сложно, нужно перешагнуть через себя. Но эмоции важны, чтобы донести до зрителя свои чувства и переживания», – объяснила балерина.
Самый ответственный момент в жизни каждого артиста – выход на сцену, и чаще всего у юных исполнителей он сопровождается волнением и стрессом. Светлана Павлова также рассказала, что это нормально, и даже объяснила почему.
«Когда ты выходишь на сцену, то волнуешься, потому что понимаешь: зритель пришел смотреть на тебя и нужно показать все, что можешь, что репетировал в зале. Волнение может быть разным. Иногда из-за какого-то конкретного движения. Ты его правильно выполняешь, тебя отпускает, и дальше танцуешь в свое удовольствие. А бывает волнение приятное, в предвкушении выхода на сцену. Сейчас ты покажешь, чему учился, как ты работал с педагогом.
Обязательно нужно помнить все замечания с репетиций. Педагог, который тебя поддерживает в зале, весь стресс разделяет с тобой: она сидит в ложе, волнуется, и спокойнее, что она тоже переживает за тебя», – поделилась балерина.
Роль наставника в становлении артиста балета эксперты отметили отдельно. По словам преподавателя балетной студии «Актер» Изольды Галеминской, развитие танцовщика – это большой труд его преподавателя и самого ученика.
«В развитии ученика педагог играет огромную роль. Это очень интересная профессия: постоянный творческий поиск, умение найти такие слова, чтобы донести свою мысль до ученика, суметь до него достучаться. При этом процесс обоюдный. Если не будет отдачи от ученика, то красивой плодотворной работы со стороны преподавателя получаться не будет. Педагог играет большую роль, но без включения ученика ничего не выйдет», – призналась наставница.
Узнать больше про творческий путь преподавателей и их профессиональные советы можно в видеоролике в социальных сетях Образовательного центра «Сириус».