help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Изобразительное искусство остается важным направлением Образовательного центра «Сириус». Ежегодно почти 1 000 детей проходят обучение по основам акварельной живописи, скульптуры, гончарного искусства, композиции. Курирует это направление народный художник РФ Сергей Андрияка. В программу Образовательного центра он внедрил собственную методику, которая показывает свою эффективность вот уже семь лет. В интервью ректор Академии акварели и изящных искусств рассказал, как вдохновить ребенка к творчеству и почему так важно обучать педагогов.

– Академия акварели и изящных искусств одна из первых начала проводить образовательные программы по изобразительному искусству в «Сириусе». Как вы попали в этот проект?

– В «Сириус» меня пригласил Андрей Александрович Фурсенко, он хорошо знал, что я занимаюсь системой и методикой образования в изобразительном искусстве. Учить бессистемно бессмысленно. 
Придя сюда, мы с преподавателями Академии акварели и изящных искусств не верили, что все получится. Отовсюду приезжают люди, порой не очень подготовленные, и за короткое время – всего за 24 дня – надо дать им знания и какие-то практические навыки. Такую невероятную программу нужно было воплотить в жизнь. А как? В Академии у нас ученики учатся долго, постепенно, это целая большая работа, а в «Сириусе» надо сделать быстро и сразу. 

Так появилась новая методика, система, которая позволяет учить быстрее, короче и, возможно, даже результативнее. До сих пор программа работает: мы отбираем ребят, которые действительно хотят учиться, они приезжают из разных регионов, и мы с ними работаем. Школьники, которые прошли программы Академии в «Сириусе», поступают и к нам, и в другие вузы. Это дает хороший результат.

– «Сириус» можно назвать центром для профильной подготовки юных художников?

– Мы многому учим участников программ, чтобы они получили большой багаж знаний для будущей работы. Но важно помнить, что образование нужно продолжать, а это высшая школа и художественные вузы. И необязательно это должна быть наша Академия. У меня нет никакой ревности к другим учебным заведениям, и я с уважением и пониманием отношусь к тому, что ребята с наших программ поступают в другие художественные учреждения. Мы внесли свою лепту в их подготовку, и уже этому я очень рад. 

– То есть «Сириус» дает старт на путь становления настоящего художника?

– Мы с 2015 года наблюдаем, как ребята с наших программ профессионально развиваются и какое направление выбирают на своем творческом пути. Один мальчик из Новосибирска, например, приезжал в «Сириус» несколько раз. Когда он был на программе впервые, я подумал: «Боже мой! Тебе еще учиться и учиться!» А у него глаза горели, ему было очень интересно, и мы видели, что он готов заниматься и трудиться дальше. Когда он приехал в первый раз, у него получалось не очень хорошо. Когда приехал во второй раз, стало гораздо лучше. После третьей программы он поступил в Академию. Его были готовы взять и к нам, и в Суриковский институт, но он выбрал Академию акварели и изящных искусств. Сейчас он уже учится на старшем курсе. 

И таких примеров много. Поэтому, мне кажется, «Сириус» с точки зрения культурного воспитания, художественного образования, становления очень много дал ребятам и дает сейчас. Может, даже если они никуда и не поступают дальше, меняя вектор развития, знания и навыки остаются с ними навсегда.

– Расскажите про ваш авторский метод.

– Моя методика родилась, когда я был студентом, перешедшим на третий курс Суриковского института. Мне дали класс в Суриковской школе, я должен был преподавать, а опыта не было. Завоевать доверие детей очень сложно – либо получится, либо нет. И я понял одну простую вещь, от которой сегодня в учебных заведениях, к сожалению, ничего не осталось. Самое лучшее образование – это личный опыт, когда ты передаешь мастерство из рук в руки. Что такое образование? Это копирование, это повтор за кем-то. Ничего не поделаешь – это не творчество, когда сразу пишешь так, как понимаешь. 

Приведу пример из педагогики: многие слышали о Павле Чистякове, преподавателе, который в середине XIX века воспитывал художников и был первым разрушителем классического, академического искусства. В начальной академии, Императорской академии, была задача дать навыки художественной школы, то есть если ты не умеешь читать, тогда рановато писать стихи или романы. То же самое в живописи: никто не спрашивал, талантлив ли ты, нужно уметь – значит нужно. Каждый профессор должен был учить студентов на личном примере. Так, художнику Рокотову вменялось писать вместе со студентами одни и те же постановки, но Чистяков это отменил. Он говорил: «Зачем мы показываем? Будем развивать индивидуальное творчество каждого». А школа? Знания основ очень важны в хорошем образовании. 

– Поэтому вы строите программу на академических знаниях, по принципу «от простого к сложному»?

– Техника акварели очень сложная. Когда к вам пришел подросток или старшеклассник, надо его научить. Он многое не знает, не умеет, но это поправимо. Гораздо важнее научить его видеть красоту мира, изображать ее, понимать, удивляться. Это как раз тот момент, который формируется у нас в Академии и в «Сириусе». 
Это не работа «от простого к сложному». На примере сложных вещей ученик получает намного больше опыта и знаний, чем на пути постепенного прогресса. Парадокс, но он работает. Мой отец был художником и тоже преподавал. Когда дело касалось меня, он ставил такие задачи, которые я заведомо выполнить не мог. Так он мне показывал, что есть чему учиться и куда стремиться. Сейчас я понимаю, что это гораздо правильнее, чем если бы он сказал: «Ну, ты все, молодец, тебя нечему учить». Стремление вперед, к недостижимым целям дает очень большой и хороший результат. 

– Как ваша методика работает в рамках программ «Сириуса»?

– Если говорить о методике в «Сириусе», то мы делаем насыщенный интенсив для ребят, которые приехали к нам издалека. Благодаря программам школьники погружаются в художественный мир. Педагоги, которые приезжают сюда, стараются дать ученикам максимум знаний, показать пример и, возможно, зарядиться положительными эмоциями для возможности развиваться самостоятельно.
Мы не можем всему научить за короткий промежуток, это все нарабатывается со временем и опытом: техника, мастерство, умения. Но есть вещи, которые открываются ребятам впервые. Например, мы выезжаем на природу. Работа на пленэре для большинства обучающихся – первый опыт такой работы. Просто раньше была политика, что учреждения дополнительного образования не могли выезжать на летнюю пленэрную практику. Правила давно нет, а привычка осталась. 

Не всегда все идет гладко. Так, мы однажды ехали на пленэр писать одно, а пришлось писать другое. Река разлилась, и те камушки, на которых мы обычно сидим, ушли под воду. А если на них не сидеть, то и нужного пейзажа не видно. Пришлось спонтанно придумывать задачу для 45 человек, и это было сложно. Участникам программы пришлось нелегко, но они получили огромную пользу и удовольствие от работы. Да, не у всех все получилось, но в дальнейшем они поймут, с чего надо начинать, как правильно подбирать цвета и вести акварельную работу.

– В этом году стартовала программа повышения квалификации педагогов. Этот опыт был удачным? 

– Это действительно важно, основа всему – педагог. Если мы его учим методике и всему новому, то он будет это все передавать детям. Когда мы пришли в «Сириус», первое, что я сказал Елене Владимировне Шмелевой: «Нужно обучать педагогов». Дети – это единицы, а педагоги обучат тысячи и десятки тысяч таких детей. 
Когда первые преподаватели приехали на курс, то были очень воинственно настроены. «Сейчас этот Андрияка будет нас чему-то учить». Буквально после первого дня ситуация резко изменилась. Я привез огромный букет цветов: нарциссов и тюльпанов в декабре. После того, как мы его написали, все увидели результат: мой и свой собственный. Проблема была в том, что учителя не хотели слушать. Но уже на следующий день работа шла по-другому. Мы друг друга слышали и видели. Это очень важно.

– Почему сегодня изобразительное искусство до сих пор остается актуальным направлением развития для молодого поколения?

– У любого маленького человека с детства заложено, что он хочет петь, танцевать, лепить, играть, рисовать. Но этому желанию можно способствовать, его нужно развивать. Это не значит, что ребенок станет великим и выдающимся, но его нужно учить слышать, учить видеть гармонию, музыку. Если этого нет, то он не будет культурно воспитан, он не сможет видеть и ценить красоту.  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!