help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В апреле в Образовательном центре «Сириус» состоялась программа по литературному творчеству «Журналистика и медиа». В рамках этого образовательного интенсива ребята формируют редакторские группы и в течение 21 дня работают как настоящие корреспонденты и редакторы: ходят на интервью, готовят репортажи, пишут новости, учатся снимать видео и создавать контент для соцсетей. Работа проходит под наставничеством действующих представителей СМИ: известных журналистов, ведущих и редакторов, которые делятся опытом и помогают начинающим погрузиться в профессию. Один из мастер-классов для школьников провел Павел Зарубин – политический обозреватель ВГТРК, автор, соведущий программы «Москва. Кремль. Путин», автор телеграм-канала, аудитория которого уже достигла почти 300 тысяч читателей. В большом интервью Павел Зарубин рассказал о своем профессиональном становлении и дал советы будущим журналистам. 

– Вы начали свой путь в журналистике рано. Когда и с чего нужно начать работать и практиковаться будущим журналистам?

– Участниками программы в «Сириусе» стали ребята 14–15 лет. Это прекрасный возраст, чтобы начать практиковаться и что-то делать самим: начиная от видео в социальных сетях и заканчивая районной газетой, если вы живете где-то в отдаленном поселке. Для того чтобы учиться и практиковаться, не важно, где именно находится автор. Редакции большинства районных СМИ будут рады пригласить вас на стажировку. Вы сможете сделать первые шаги в профессии, поработать вместе с оператором или фотографом, получить обратную связь, а самое главное, представление, как готовится реальный материал. Многие известные журналисты начинали именно с работы в небольших районных редакциях. Но важное отличие сегодняшнего времени в том, что значительно возросла конкуренция. Сегодня практически у каждого есть базовый набор инструментов для съемки, а платформой для самовыражения становится любая удобная соцсеть. Поэтому чем раньше вы начнете проявляться, тем лучше. Если чувствуете интерес к журналистике в 14, пробуйте, если интерес зародился в 12 лет, тоже нужно идти. Самое важное – что-то делать: писать для газеты, завести канал в соцсетях, снимать видео. 

– Какие форматы журналистики востребованы сегодня и где искать себя начинающим авторам? 

– Сам по себе формат не столь важен. Сегодня мы наблюдаем взаимопроникновение жанров. Еще несколько лет назад можно было услышать популярное мнение, что у телевидения нет будущего. Но мы видим, что это не так. Рейтинги телевизионных программ растут, а редакции осваивают новые формы работы. Практически у каждого ТВ-канала сегодня есть своя площадка в «Телеграм». Важен не формат, а содержательная часть. К сожалению, сейчас мы видим очень много информационного мусора. Поэтому есть запрос на качественную и проверенную журналистику, основанную на фактах. Также общество устало от так называемого хайпа, за которым нет никакого содержания. Возникает запрос на профессионализм и глубокое серьезное раскрытие темы. Во всем многообразии СМИ разных форматов люди ищут именно эти составляющие – профессионализм, серьезный подход, проверенные факты. 

– Что лично вам помогло определиться с будущей профессией? 

– Мне повезло в том, что уже в 11–12 лет я четко знал, чем мне интересно заниматься. Во многом это связано с той средой, в которой рос. Я был подростком в 90-е годы – время, очень насыщенное информацией. Мне было очень интересно следить за новостями, анализировать, погружаться во все это. Как понять, что именно это дело – ваше? У вас должны гореть глаза. Звучит немного банально, но именно это состояние является определяющим. Если вы сомневаетесь, если кажется, что это и не особо интересно, то лучше не торопиться с выбором. Воодушевление и горящие глаза – самое важное. 

– Как заявить о себе и сделать так, чтобы тебя заметили? 

– Постоянно и неустанно трудиться – другого рецепта в нашей профессии просто не может быть. Я учился на факультете журналистики Уральского государственного университета. Однажды к нам на занятие пришел редактор местной телекомпании, куда мечтали попасть все наши ребята. Мы стали спрашивать: «Что нужно делать, как проявить себя, чтобы работать у вас?» Он ответил, что путь только один: постоянно и неустанно «пахать». В итоге я попал на стажировку на этот канал. Примерно через три месяца мне доверили первый сюжет. Коллеги тогда мне говорили: «Если сделаешь хороший сюжет, всем будет совершенно все равно, какой у тебя голос, достаточно ли уверенно он звучит. Если тема сюжета интересная, если он снят цепляюще, ты найдешь своих зрителей». Сегодня ничего не изменилось. Более того, сейчас есть подчеркнутый запрос на индивидуальность. Определенные личностные особенности – даже если это дефекты дикции – могут, что называется, зацепить зрителя. Это никак не отменяет базовых знаний и навыков: из чего строится сюжет, как держаться в кадре, работать в связке с оператором. Это основа. Речь о том, что нет необходимости прятать свою индивидуальность.

– Журналисты – это коллеги в профессии или конкуренты? 

– В первую очередь конкуренты, но ни в коем случае нельзя терять человеческий облик. Важно сохранять хорошие рабочие отношения с коллегами, но природа профессии, безусловно, конкурентная. Принцип журналистики не меняется: кто первый сообщил, тот лучше всех отработал тему. 

– Вы достаточно быстро стали работать в президентском пуле. Сложно ли туда попасть? 

– Пул – это аккредитация, возможность освещать мероприятие с участием Президента. Я попал в пул в 22–23 года. Аккредитацию в пул получают крупные СМИ, и, чтобы стать сотрудником такой редакции, безусловно, нужно пройти определенный путь. И опять же, чем раньше человек начнет развиваться как профессионал, тем лучше. Если к редактору крупного СМИ придут устраиваться на работу студент с дипломом московского вуза и парень с опытом работы в региональной компании, то выбор, скорее всего, падет на последнего, потому что у него есть опыт. Мечтать о политической журналистике правильно, но важно подкреплять это трудом.

– Как подготовиться к интервью? 

– Профессия журналиста сложна тем, что нужно общаться с разными людьми, журналист должен разбираться в совершенно разных областях. При подготовке к интервью я стараюсь погрузиться в конкретную сферу, понять ее специфику и проблемы, чтобы быть с человеком на одной волне. Конечно, даже проведя множество интервью с физиками и художниками, невозможно стать специалистами в этих сферах, но, если собеседник почувствует, что вы имеете представление о его интересах, он тоже будет заинтересован в беседе, и интервью получится более насыщенным и содержательным. В целом чем больше в вашей жизни будет живого общения с людьми, тем лучше. Формат опросов – уже прекрасная школа. Далее нужно пересекаться с коллегами, представителями разных возрастов и профессий. Постепенно вы можете достигнуть уровня глав районов и губернаторов. Лучшая подготовка к интервью – проводить как можно больше интервью и расширять кругозор. 

– В вашей профессиональной карьере вы не раз брали комментарии у Президента Владимира Путина. Как подготовиться к интервью такого уровня и чувствовали ли вы волнение, работая с главой государства? 

– Важно понимать, что у Президента колоссальная занятость. Поэтому важно максимально подготовиться, четко сформулировать вопрос и – если представится возможность задать вопрос – четко сделать это. Лично у меня волнение присутствует всегда. Оно связано с невероятной ответственностью. Нужно отдавать себе отчет, что каждое произнесенное слово может повлиять на судьбы людей. Об этом никогда нельзя забывать. 

– Должен ли журналист любой ценой добиваться интервью или комментария и где грань между упорством и наглостью? 

– Грань тут действительно очень тонкая. Мне не раз говорили, и не скрою, что это приятно слышать, что во мне сочетаются настойчивость и деликатность. То есть умение добиться своего и при этом не переходить грань. Я думаю, что фундаментально многое идет из семьи и зависит от воспитания, привитой тебе системы ценностей. Но любые личностные особенности можно совершенствовать. Если вы зажаты, но чувствуете в себе потребность меняться и мечтаете работать в журналистике, развивайте смелость и настойчивость. Все это тоже достигается практикой. Чем больше вы общаетесь с людьми, чем чаще задаете вопросы на пресс-конференциях, тем быстрее развивается ваша уверенность в себе. Самое главное – во всем чувствовать меру. 

– Продолжая тему смелости. Вы были первым, кто получил комментарий, причем незапланированный, у лидера КНДР Ким Чен Ына. Это удача, уверенность в себе?

– Там было и самопреодоление. А страх и переживания были связаны с тем, что этого никто и никогда никто не делал. Все произошло в 2019 году, когда лидер КНДР Ким Чен Ын прибыл в Россию. Примерно за сутки до этого, размышляя о предстоящем событии, я попросил своего коллегу, который знает корейский язык, записать мне аудио с вопросом «Как Вам в России?» на корейском языке. Сам я никогда его не изучал, но понимал, что обращаться к лидеру иностранного государства нужно на его родном языке. Это вопрос уважения к нему и его стране. В течение суток я повторял записанную для меня фразу. В день приезда Ким Чен Ына мне удалось оказаться неподалеку от него и задать вопрос. Лидер не до конца понял, что я хочу, но самое главное, что он обратил на меня внимание и обратился к переводчику. Я думаю, что ключевой момент во всей этой истории в том, что я смог удивить и заинтересовать его. 

– Какие ошибки недопустимы в работе журналиста? 

– Нельзя ошибаться в фактуре в широком смысле слова. Прежде всего, нужно четко и достоверно передать, ЧТО именно сказал вам человек. Крайне важна и такая, как многим кажется, якобы малозначительная деталь, как правильное написание имени и должности собеседника. Очень тщательно проверьте титры вашего спикера перед выходом сюжета или статьи. Если человек увидит, что неправильно представлен, это может очень пагубно отразиться на вашем долгосрочном сотрудничестве. Очень важно тщательно проверять фактологию вашего материала. Если мы говорим о телеграм-канале или любом печатном СМИ, кажется, что ошибку легко исправить, но с сегодняшней скоростью распространения информации полностью убрать непроверенный факт из информационного поля может быть невозможно. 

Увеличение количества ошибок и опечаток во многом и связано с тем, что мы живем в век быстрой информации и высокой конкуренции между разными агентствами. Очень важно во всей этой суете сохранять качество работы. Это положительно выделит вас среди конкурентов. 

Что делать, если уже вышел материал с ошибкой? Нередко ее нужно не просто исправить, но и позвонить вашему спикеру, все объяснить и извиниться. Это позволит вам сгладить конфликт и сохранить партнерские отношения.

В целом на журфаке нас учили принципу «не наследи». Когда общаешься со спикером, будь профессионалом и сделай свою работу хорошо. Не секрет, что есть люди, у которых сформировано предвзятое отношение к журналистам. Очень часто причина кроется в неудачном опыте общения с тем или иным журналистом. Из-за этого могут пострадать его коллеги, которые просто не получат нужный комментарий. 

При этом, безусловно, важно понимать, что далеко не во всех конфликтных ситуациях виноват журналист. Бывают случаи, когда спикер после интервью получает негативную обратную связь и меняет свою точку зрения уже после того, как материал вышел. 

– Что является пиком профессиональной журналистской карьеры?

– Ничто нельзя считать пиком. В противном случае, достигнув какой-то цели, вы просто остановитесь в своем профессиональном развитии. Каждая творческая удача – очередной урок, а дальше зритель ждет от тебя еще больше. Журналисту важно постоянно, каждый день подтверждать свой профессионализм. Как только начнешь считать, что достиг всех вершин, значит, ты стоишь на месте. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!