Представление о процессе работы художника довольно стереотипно: все знают, что они пишут картины. Но как художник приходит к личной творческой концепции? Что ему приходится пережить на пути становления, чему научиться? О профессиональных вызовах, с которыми приходится столкнуться большинству молодых художников, мы поговорили с педагогом июньской образовательной программы «Композиционный рисунок» – старшим преподавателем по живописи и композиции Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств Алисой Эмке.
Долгое образование и необходимость учиться всю жизнь
– Больше десяти лет в процессе становления художника занимает только образование. Приведу личный пример: три года художественной школы, потом четыре – в Воронежском художественном училище, затем еще шесть лет – в Московском государственном академическом художественном институте имени Сурикова. После выпуска прошла курс по современному искусству в Московском музее современного искусства и стажировку при Российской академии художеств.
Продолжать учиться художнику нужно всю жизнь, даже если академическая база уже получена. Это важно, потому что в нашей сфере все время появляются новые изобразительные формы. Например, стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта и NFT, которые активно интегрируются в искусство. Это интересные области, отрицать их существование и влияние невозможно. Нужно научиться ими пользоваться и превратить в один из своих инструментов.
Образование художника не только долгое, но еще и связанное с постоянной практикой. Когда выходишь из здания института, практика не заканчивается. Ты рисуешь всегда – дома, в выходные, на каникулах. Наша работа – во многом привычка, натренированный навык, который развивается через уроки, обучение, постоянную тренировку. В руку должно войти интуитивное движение, но на это нужно время. Деятельность художника – даже не профессия, а, скорее, образ жизни.
В Суриковском институте есть факультет дополнительного профессионального образования. Туда поступают взрослые люди, которые всю жизнь мечтали рисовать, но не имели возможности. Первые месяцы обучения, когда приходит осознание, что сиюминутно научиться рисовать не получится, для них, как правило, самые сложные. Кроме того, становится ясно: процесс обучения на 80% зависит не от педагога, а от тебя и твоей самоорганизации. Один мой учитель сказал фразу, которую я часто повторяю студентам: «Невозможно научить, можно только научиться».
Соблюдение режима
– Есть мнение, что главное для художника – вдохновение. Но этот термин романтизирован. Наш ректор Анатолий Александрович Любавин, практикующий художник, часто говорит, что вдохновение приходит за работой. То есть решение художественной задачи возможно в процессе работы, которой важно уделять каждую свободную минуту. И здесь встает вопрос самодисциплины, режима. В «Сириусе» на программе «Композиционный рисунок» мы с ребятами добиваемся высоких результатов во многом благодаря четко выстроенному режиму.
В институте имени Сурикова обучение достаточно плотное: практические занятия в мастерских с 9:30 до 15 часов, потом лекции по общеобразовательным предметам, часто до позднего вечера. Получается, обучаясь в институте, ты находишься в системе и всегда знаешь, что будет завтра. После окончания института себя нужно организовывать самостоятельно. Первое время это бывает достаточно сложно, кто-то даже перестает заниматься творчеством. Но при должной дисциплине процесс налаживается.
Выбрать узкое направление и жить только в нем не получится
– Многих будущих художников интересует вопрос трудоустройства в нашей сфере. В дипломах могут быть указаны специальности: «художник-график», «художник-живописец», «художник-монументалист», но в реальном мире таких профессий в чистом виде нет. Есть специальности более утилитарные: графические дизайнеры, дизайнеры интерьеров, иллюстраторы, реставраторы, но чаще всего художнику нужно быть специалистом в разных сферах.
Снова поделюсь опытом: училище окончила по специальности «графический дизайнер», по диплому института моя специальность «художник-график». Сейчас работаю как современный художник: занимаюсь живописью, графикой, фотографией, керамикой, немного дизайном, веду выставочную деятельность, делаю digital-иллюстрации, могу поучаствовать в монументальной росписи или положить мозаику. Мне нравится пробовать новое, деятельность художника – вечный процесс исследования и развития.
Наши студенты, помимо рисования, изучают философию, основы психологии, всевозможные истории искусств, учатся работать в печатных техниках (литография, офорт, линогравюра, шелкография). Все это позволяет стать разноплановым специалистом. В современном мире художнику мало только уметь рисовать. Нужно знать компьютерные программы, уметь оформлять заявки для open-call в выставках, верстать портфолио, формулировать концепцию работ и artist statement (художественное заявление), писать тексты. Набор инструментов художника – как швейцарский нож, в котором должно быть много элементов и все отточены равномерно.
Работа над духовной и психологической составляющей
– Необходимо воспитывать веру в себя и свое искусство. Творческая среда бывает жесткой. Если не любишь то, что делаешь, выбить из процесса могут даже минимальные препятствия. После отказов бывает тяжело отправлять заявки на выставки, но важно не сравнивать себя с другими, а становиться лучшей версией себя.
Искусство субъективно, критерии оценки работ также не всегда понятны, поэтому молодому художнику поначалу бывает сложно оценить, что хорошо, а что плохо. Для этого нужно развивать насмотренность – ходить в музеи, смотреть классику мирового кинематографа. И помнить, что всегда найдется человек, у которого твои работы вызовут душевный отклик.
К сожалению, до сих пор существует проблема авторитарного токсичного преподавания, когда некоторые педагоги позволяют себе комментарии по поводу художественной несостоятельности студента. У ученика это вызывает только один вопрос: зачем тратить время, если я ничего не могу? Иногда к нам в институт поступают талантливые умелые ребята, но, начиная работать с ними, понимаешь: у человека «отбиты руки» – ничего не интересно, нет энтузиазма, задания выполняются на автомате. Таких студентов мы постепенно раскрываем и поддерживаем. В подобных ситуациях важно не пренебрегать также профессиональной психологической поддержкой. Она, в комплексе с грамотным наставником, помогает заново обрести интерес к когда-то любимой деятельности. Радует, что в целом сейчас идет новая волна тактичной внимательной педагогики: преподаватели ищут индивидуальный подход к учащимся, решению их проблем.
Талант решает не все
– Бытует мнение, что профессия художника несерьезна. В числе так думающих людей могут оказаться родители или близкие молодого художника. Нужно решить в первую очередь для себя, нравится ли тебе этот род деятельности настолько, чтобы посвящать ему большую часть времени. Если не представляешь жизни без искусства, за желание стать художником стоит бороться. Если выбираешь этот путь и серьезно занимаешься, получится обязательно.
Как мне кажется, вопрос «таланта» в нашей сфере переоценен. Талант нужно развивать, и само его понятие многогранно: одни дети тонко чувствуют цвет, другие идеально воспринимают тон, третьи – композицию. Бывает, у человека с детства ярко выражены определенные умения, все дается без усилий, но без должного развития постепенно сходит на нет. А случается, что на первых курсах студент не выделяется, но, упорно работая, обгоняет «таланты» и становится художником. Всем нужно разное количество времени для усвоения информации, раскрытия навыков. Ни одному будущему художнику в начале обучения нельзя сказать: ты талант, а ты – нет, все раскроется в процессе работы.
На нашу программу в «Сириусе» попадают ребята с разным уровнем, но хорошее портфолио, как выяснилось, не гарантия выдающихся результатов. Интересно наблюдать за персональным ростом каждого участника в течение месяца: одни продвигаются осторожно, с недоверием, другие, наоборот, полностью отдаются процессу, за короткое время добиваясь потрясающих результатов. Все ребята видят мир по-разному, хотя рисуют одну постановку или модель. Ценно, что в своих работах каждый художник транслирует в первую очередь собственное видение. А мы стараемся поддержать эту индивидуальность и укрепить академическими знаниями.