Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 16 апреля 2024 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
Список участников образовательной программы
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Материалы программ прошлых лет: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного тура
Критерии проверки
Список участников заключительного тура
Список участников образовательной программы (п.3.4.1 и 3.5.1 Положения)
Решения заданий дистанционного тура: 6 класс, 7 класс, 8 класс
Для приглашения на заключительный тур необходимо было пройти учебно-отборочный курс на 70% и решить не менее 7 задач для учащихся 6, 7 классов, 6 задач — для учащихся 8 классов.
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6–9-х классов (март 2024 года) образовательных организаций Астраханской, Волгоградской, Курганской, Ростовской, Запорожской и Херсонской областей, Республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Крым, Северная Осетия-Алания, Чечня, Краснодарского и Ставропольского краев, Донецкой Народной Республика, Луганской Народной Республики, города Севастополь, Федеральной территории «Сириус», а также из Республик Абхазия, Южная Осетия, Армения, Туркменистан и Узбекистан.
К участию в отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 5-х классов (март 2024 года), прошедшие отбор по программе 6 класса.
Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов (март 2024 года).
Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – заключительный отборочный тур (проводится в регионах).
Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 20 марта по 11 мая.
В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность прохождения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проходящем в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 11 мая.
Список школьников, прошедших на заключительный отборочный тур по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будет опубликован не позднее 15 мая.
На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов учебно-отборочного курса, приглашаются прошедшие регистрацию:
– участники ноябрьской образовательной математической программы 2023 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 классов по состоянию март 2024 года, успешно прошедшие промежуточную аттестацию (15 апреля) в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 18 апреля 2024 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы.
Заключительный отборочный тур проводится 25 мая в субъектах Российской Федерации, а также Республик Абхазия, Южная Осетия, Армения, Туркменистан и Узбекистан.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 10 июня.
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного этапа Олимпиады имени Леонарда Эйлера 2023/2024 учебного года, набравшие на региональном этапе проходной балл для участия в заключительном этапе;
– победители и призеры Кавказской математической олимпиады 2023/2024 учебного года в юниорской лиге (8-9 классы).
Порядок отбора учащихся 9 класса (март 2024 года)
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2023/2024 учебного года среди учащихся 9 класса, набравшие на региональном этапе проходной балл для участия в заключительном этапе, но не ставшие победителями или призерами;
– победители и призеры Кавказской математической олимпиады 2023/2024 учебного года в юниорской лиге (9 классы) и в старшей лиге (10-11 классы);
– учащиеся 9 класса, показавшие лучшие по рейтингу результаты в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2023/2024 учебного года среди учащихся 9 класса.
Список учащихся, приглашенных на образовательную программу по итогам оценки академических достижений, будет опубликован не позднее 6 мая.
К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2024 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.
Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован не позднее 17 июня.
Ректор Адыгейского государственного университета, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, председатель Координационного Совета Кавказской математической олимпиады, член Совета Фонда «Траектория», заслуженный работник образования Республики Адыгея, кандидат физико-математических наук
Положение о ноябрьской математической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения ноябрьской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа, Центр «Сириус»), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Ноябрьская математическая образовательная программа (далее — образовательная программа, Программа) проводится в Образовательном центре «Сириус» с 1 по 24 ноября 2024 года.
Тип программы: учебная региональная программа.
1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7–10-х классов (сентябрь 2024 года) из образовательных организаций следующих регионов Российской Федерации:
– Астраханская область,
– Волгоградская область,
– город Севастополь,
– Кабардино-Балкарская Республика,
– Карачаево-Черкесская Республика,
– Краснодарский край,
– Курганская область,
– Республика Адыгея,
– Республика Дагестан,
– Республика Ингушетия,
– Республика Калмыкия,
– Республика Крым,
– Республика Северная Осетия-Алания,
– Ростовская область,
– Ставропольский край,
– Чеченская Республика
– Донецкая Народная Республика,
– Луганская Народная Республика,
– Запорожская область,
– Херсонская область,
– Федеральная территория «Сириус»,
а также из Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Республики Армения, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан.
Регион образовательной организации участника учитывается на момент фактического проведения образовательной программы.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Республики Армения, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан.
Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
1.5. Общее количество участников образовательной программы: не более 200 человек. Дополнительно не более 15 мест предоставляется для школьников из Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Республики Армения, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан.
1.6. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебно-региональных программах и не более чем в двух научных программах.
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Фондом.
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с неё.
1.11. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.
2.2. Задачи образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках программы и дальнейшим занятиям вне рамок программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок программы;
– ориентирование участников программы на дальнейшее поступление в ведущие ВУЗы России на специальности, важные с точки зрения СНТР;
– ориентирование участников программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядка отбора школьников на профильные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6–9-х классов (март 2024 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
К участию в отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 5-х классов (март 2024 года), прошедшие отбор по программе 6 класса.
3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Центра «Сириус». Регистрация будет открыта с 5 марта до 16 апреля 2024 года.
3.4. Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов (март 2024 года).
3.4.1. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного этапа Олимпиады имени Леонарда Эйлера 2022/23 учебного года, набравшие на региональном этапе проходной балл для участия в заключительном этапе;
– победители и призеры Кавказской математической олимпиады 2023/2024 учебного года в юниорской лиге (8-9 классы).
3.4.2. Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – заключительный отборочный тур (проводится в регионах).
3.4.3. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 20 марта по 11 мая 2024 года.
3.4.4. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность прохождения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проходящем в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 11 мая 2024 года.
3.4.5. Список школьников, прошедших на заключительный отборочный тур по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 15 мая 2024 года.
3.4.6. На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются прошедшие регистрацию:
– участники ноябрьской образовательной математической программы 2023 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 классов по состоянию март 2024 года, успешно прошедшие промежуточную аттестацию (15 апреля) в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 18 апреля 2024 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы.
3.4.7. Заключительный отборочный тур проводится 25 мая 2024 года в субъектах Российской Федерации, а также Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Республики Армения, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан.
Регламент проведения заключительного отборочного тура будет опубликован на сайте Центра «Сириус» не позднее 15 мая 2024 г.
3.4.8. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 10 июня 2024 года.
3.4.9. По итогам заключительного отборочного тура формируется ранжированный список школьников отдельно по каждой параллели и по каждому региону.
3.4.10. В каждой из учебных параллелей отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов. Оставшиеся места распределяется между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка.
3.4.11. В случае равенства баллов на заключительном отборочном туре приоритет имеют учащиеся ранее не принимавшие участия в образовательной программе.
3.5. Порядок отбора учащихся 9 класса (март 2024 года)
3.5.1. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2023/2024 учебного года среди учащихся 9 класса, набравшие на региональном этапе проходной балл для участия в заключительном этапе, но не ставшие победителями или призерами;
– победители и призеры Кавказской математической олимпиады 2023/2024 учебного года в юниорской лиге (9 классы) и в старшей лиге (10-11 классы);
– учащиеся 9 класса, показавшие лучшие по рейтингу результаты в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2023/2024 учебного года среди учащихся 9 класса.
3.6. При отборе на образовательную программу учитываются только академические достижения, загруженные организаторами мероприятий в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная загрузка в заявку участником конкурсного отбора своих дипломов и иных документов, подтверждающих академические достижения, не предполагается.
3.7. Список учащихся, приглашенных на образовательную программу по итогам оценки академических достижений, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 6 мая 2024 года.
3.8. Предельная численность участников образовательной программы от каждого региона Российской Федерации составляет 25 человек.
3.9. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на образовательную программу, квота региона может быть изменена, в том числе квоты между учащимися разных классов.
3.10. К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2024 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.
3.11. Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 17 июня 2024 года.
3.12. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 16 октября 2024 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Программа включает следующие части: олимпиадная математика (основная часть программы), проектная и учебно-исследовательская работа учащихся, популярные лекции по математике и естественным наукам, лекции ведущих учёных страны.
В рамках основной части программы осуществляется обучение участников базовым идеям и методам олимпиадной математики (7 класс) и углублённое обучение олимпиадной математике учащихся 8-10 классов. Программа ориентирована на обучение учащихся различным разделам олимпиадной математики с учётом их уровня подготовленности: алгебра, геометрия, комбинаторика и теория чисел. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание школьных курсов алгебры и геометрии.
Учащиеся будут разбиты на группы с учётом их возраста и уровня подготовки. Программа занятий в каждой группе будет разделена на 4 учебных цикла, продолжительностью 4 дня. Объём занятий олимпиадной математикой в каждом цикле 24 аудиторных часа.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».
Доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лидер российской команды на Международной математической олимпиаде, заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук
Студент НИЯУ «МИФИ» направления Программная инженерия, педагог вечерней математической школы Сколково при 91 школе
Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А.Стеклова РАН, создатель проекта «Математические этюды», лауреат премии Президента Российской Федерации 2010 года в области науки и инноваций для молодых ученых, кандидат физико-математических наук
Педагог дополнительного образования Центра творческого развития и гуманитарного образования (Сочи)
Директор Республиканской естественно-математической школы (Майкоп), кандидат физико-математических наук
Старший преподаватель кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета, координатор ежегодной Всероссийской смены «Юный математик» в ВДЦ «Орленок», член жюри Кавказской математической олимпиады
Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины
Российский астроном и популяризатор науки, доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звёзд Института астрономии РАН, профессор РАН
Доцент Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат технических наук
Студент факультета математики НИУ ВШЭ, 3х кратный призер ВсОШ по математике и абсолютный победитель ВсОШ по экономике, победитель Кавказской математической олимпиады
Ассистент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета, аспирант Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института (МФТИ)
Старший преподаватель Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)
Учитель математики школы №179 (Москва), председатель Центрального жюри Международного математического Турнира городов, главный редактор журнала «Квантик», член редакционной коллегии журнала «Квант»
Старший преподаватель кафедры высшей математики Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент НИУ ВШЭ, преподаватель ГБОУ города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»
Студентка образовательной программы «Математика» НИУ ВШЭ
Студентка механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Адыгейского государственного университета, член жюри Кавказской математической олимпиады
Магистр направления «Математическое образование и информационные технологии в образовании» Адыгейского государственного университета, педагог дополнительного образования Республиканской естественно-математической школы (г. Майкоп), лаборант ЦЦО «IT-куб», лаборант кафедры ПМИТиИБ Адыгейского государственного университета
Доцент Московского физико-технического института, тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, член редколлегии журнала «Квант», член Центральной предметной методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной олимпиады по математике (1992), кандидат физико-математических наук
Аспирант механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Адыгейского государственного университета, заслуженный работник образования Республики Адыгея, заместитель председателя экспертной комиссии ЕГЭ, ведущий эксперт, член жюри муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член жюри и задачных комитетов республиканских и межрегиональных конкурсов учителей, преподаватель Летней математической школы в Республике Адыгея, преподаватель региональных смен в Образовательном центре «Сириус».
Ассистент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Руководитель отдела сопровождения математических проектов Кавказского математического центра ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Двукратный победитель Конкурса учителей математики Юга России, член жюри и задачных комитетов республиканских и межрегиональных конкурсов учителей, преподаватель Летней математической школы в Адыгее, региональных школ в Дагестане, Северной Осетии и ХМАО, преподаватель региональных смен в Образовательном центре «Сириус», член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и экономике, старший эксперт ЕГЭ
Руководитель центра олимпиадной подготовки Республиканской естественно-математической школы (Майкоп, республика Адыгея)
Студент МГТУ им. Н. Э. Баумана Аэрокосмического факультета по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»
Студент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» направления Математика, руководитель математического кружка при Республиканском физико-математическом лицее-интернате (г. Владикавказ), преподаватель Республиканской естественно-математической школы (г. Майкоп), член жюри школьного, муниципального и регионального этапа ВСОШ по математике
Педагог дополнительного образования АНО «Центр дополнительного математического образования», г. Курган
Педагог дополнительного образования школы №1189 (Москва), член методической комиссии этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике (2010), многократный победитель турнира городов (2008–2010)
Научный журналист, популяризатор науки, главный редактор портала «Нейроновости», автор сценариев телепередач «Галилео» и «Атланты: в поисках истины»
Начальник детского лагеря «Солнечный» Всероссийского детского центра «Орлёнок» (2017-2019), победитель Международного конкурса игровых программ в НДЦ «Зубрёнок» (Беларусь), победитель Всероссийского конкурса программ детского отдыха, координатор программ инклюзивного образования
Преподаватель математики Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк), преподаватель олимпиадных школ при МФТИ, кандидат педагогических наук
Заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, заведующий лабораторией прикладных исследований МФТИ - Сбербанк, заведующий кафедрой дискретной математики ФИВТ, руководитель исследовательской группы в Яндексе, директор школы ПМИ МФТИ, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых (2011), активный популяризатор науки, автор ряда научно-популярных книг и брошюр, федеральный профессор, профессор МГУ, профессор математики МФТИ, доктор физико-математических наук
Старший преподаватель кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета, кандидат физико-математических наук
Ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, профессор МФТИ, профессор кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, доктор физико-математических наук
Профессор Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией физики нано- и мезоструктур Института прикладных проблем физики Национальной академии наук Республики Армения
Старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Адыгейского государственного университета
Старший преподаватель кафедры высшей геометрии математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Юношеской математической школы (г. Санкт-Петербург), кандидат физико-математических наук
Технический директор в компании Coelus Research Lab, сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат физико-математических наук
Студент МГУ им. М. В. Ломоносова, механико-математический факультет
Преподаватель Республиканской естественно-математической школы (республика Адыгея)
Автор и руководитель программ повышения квалификации учителей математики и физики Образовательного центра «Сириус», преподаватель математических и физических смен Образовательного центра «Сириус», математических и физических олимпиадных школ, руководитель Центра дополнительного математического образования, двукратный победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Студент механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Директор Центра дополнительного математического образования (г. Курган), член Центральной предметно-методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике