8 (800) 100 76 63

«Сириус» стал одной из площадок проведения масштабной образовательной акции: воспитанники апрельской смены, вместе с десятками тысяч людей по всему миру, написали «Тотальный диктант». Эссе российского писателя Леонида Юзефовича диктовал актёр театра и кино, режиссёр телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор, лауреат Царскосельской художественной премии Вениамин Борисович Смехов.

После диктанта Вениамин Борисович встретился с участниками Клуба юных журналистов: за чашкой чая воспитанники апрельской литературной смены поговорили о важности родного слова и задали актеру несколько вопросов.   

– Вениамин Борисович, в наше время «Тотальный диктант» стал действительно чем-то тотальным. Люди пишут его даже во время полётов в космосе. Как Вы считаете, с чем связана такая популярность? И чем, на Ваш взгляд, полезен «Тотальный диктант» для жителей страны? (Лада Артемьева, 14 лет, Краснодарского край, ст. Родниковская).

– Чем вообще полезен русский язык – в нем таится разгадка феномена культуры. Русский язык может врачевать. Словом можно и ранить, и исцелить: в нём большая сила. И оно требует к себе безусловного внимания. Главное, что есть в нашей культуре – это культура родного слова. Очень важно знать и богатую историю русского языка. Поэтому мне кажется, вопрос полезности «Тотального диктанта» больше риторический. Как вообще можно развиваться без русской словесности? Вы, как будущие журналисты, будете работать со ловом постоянно. И очень важно, чтобы ваш слог был живым и богатым.  

– Если бы для «Тотального диктанта» Вы выбирали текст, каким бы он был? (Анастасия Поздошева, 16 лет, город Санкт-Петербург).

– До того, как стать актером, я был писателем. И даже актером я стал только потому, что в Москве появился театр драмы и комедии на Таганке, где собирались все те, кто любит слово: Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Иван Дыховичный, я… Худрук Юрий Любимов создавал с нами новый сценический язык и новый сценический жанр: поэтические представления. И поэтому любимых произведений, на которые мог пасть выбор, много. Но если говорить о самом любимом, то я бы обратился к текстам Н. В. Гоголя или М. А. Булгакова.

– В чем заключается секрет хорошего литературного произведения? (Эвелина Трубецкая, 14 лет, город Воронеж).

– Я на этот вопрос не отвечу – я могу только с вами поразмышлять. В чем секрет того, что М. Булгаков написал «Мастера и Маргариту», которую сегодня переводят на все языки мира? Не знаю. Наверно, дело в таланте, во времени, в месте. Вот почему, например, в тяжелейших условиях войны у наших поэтов появлялись замечательные стихи? Как «Василий Теркин» Александра Твардовского. Может быть, великие произведения появляются, когда в небе сгущаются тучи? Вот Достоевский – был арестантом, был сослан, а из-под его рук, которые занимались каторжным трудом, выходили гениальные романы. Это, я думаю, и есть один из возможных ответов.    

– Вы разностороння личность: актер, режиссер и автор. Если бы пришлось выбирать что-то одно, на чем бы Вы остановились? (Баркан Григорий, 15 лет, город Санкт-Петербург).

– Всем, что Вы перечислили, я занимался, потому что хотел. Это свобода моего выбора. Мне вспоминается знаменитое гегелевское: «Свобода есть осознанная необходимость». Эта формула очень полезна и современному поколению. Осмысленно, не боясь оклика, выбирать, и заниматься тем, что нравится; никому не мешая, развиваться самому. Я очень счастлив: мне в жизни повезло делать то, что я хочу. И в литераторе, и на сцене, в кино. Если бы у меня такой возможности не было, то я бы остался просто актером театра и кино. Ответить на ваш вопрос можно словами великого русского актера Михаила Чехова (племянника Антона Павловича), который однажды сказал: человек становится личностью, когда у него есть большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»