8 (800) 100 76 63

Галина Алексеевна Белякова, кандидат биологических наук, доцент кафедры микологии и альгологии Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель декана Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по дополнительному образованию, провела в «Сириусе» лекции, посвященные современной многоцарственной системе органического мира, а также разнообразию и важной роли в жизни планеты таких организмов, как водоросли.

О новом взгляде на фундаментальную науку, «кислородных мини-фабриках» и межпредметности в биологии Галина Алексеевна рассказала в интервью.

- Галина Алексеевна, одна из Ваших лекций в «Сириусе» посвящена водорослям. Почему они так важны для нашей планеты?

- На сегодняшний день, водоросли – это группа, которой в школьном учебнике посвящается буквально пару параграфов. Ребята даже не представляют, как эти организмы обеспечивают жизнь нашей планеты. Если завтра случится крупная катастрофа в океане и погибнут одноклеточные водоросли – а они дают каждый второй глоток кислорода на Земле – для человечества это может оказаться фатальным. Все думают, что лёгкие Земли – тайга и леса Амазонии. Но большую часть кислорода вырабатывают мельчайшие «кислородные фабрики» – водоросли. Другой вид водорослей, цианобактерии, способны фиксировать азот и давать его в тех формах, которые могут использовать другие организмы. Азот – один из основных компонентов, входящих в состав белков, без него нет жизни.

- Что может угрожать водорослям?

- Водоросли, в основном, живут в водоемах, и органическое загрязнение может повлечь за собой пагубные последствия. Некоторые водоросли выживут в любом случае, они легко приспосабливаются. Но загрязнение приводит к тому, что многие из этих организмов переходят на новый тип питания, как у животных, – в итоге они не производят кислород, а только потребляют. Угроза исходит и от самих водорослей: среди них есть те, которые продуцируют токсичные вещества – очень сильные яды. Все слышали об отравлении моллюсками, но причина отравлений не в самих моллюсках, а в токсинах, ведь моллюски – фильтраторы и они накапливают в себе вредные вещества, которые синтезируют водоросли.

- Получается, водоросли приносят как пользу, так и вред?

- Безусловно. Среди этих организмов встречаются паразиты, которые приводят к заболеваниям человека и животных. Например, в Новой Зеландии и некоторых европейских странах большая проблема – мастит у коров, спровоцированный водорослью под названием прототека. Попадая в организм человека, эта водоросль вызывает ряд системных заболеваний – зарегистрированы даже случаи менингита. Также в процессе жизнедеятельности водорослей выделяется много химических соединений, которые повреждают озоновый слой. И если к этому природному воздействию добавить «вклад» человека, мы можем сместить равновесие. Водоросли приносят и пользу, и вред, но самое главное – не нарушить природный баланс.

- Как люди научились использовать водоросли в своих целях?

- Сейчас многие косметические фирмы используют антиоксиданты, которые выделяют водоросли. Тот же провитамин А зачастую производят отнюдь не из моркови, а из грибов и из водорослей. Кроме того, водоросли могут связывать свободные радикалы и, например, защищать от ультрафиолета.

- Почему в современной биологии нужны межпредные знания?

- На сегодняшний день многие неправильно понимают биологию. Современная биология – это комплекс предметных наук плюс аппарат из межпредметных знаний по математике, химии и даже физики. Сейчас развиваются такие направления, как биофизика, биохимия, биоинженерия и так далее.

- Сложно ли было адаптировать лекции по современной биологии для школьников?

- Биология – это наука, которая сейчас очень быстро развивается. Даже в фундаментальной биологии многое за последние годы переосмыслено. Но школьная программа мало отражает современную науку, поэтому лекции пришлось адаптировать. Приятно удивили вопросы участников образовательной смены, которые выходили за рамки школьной программы. Я впервые в «Сириусе» и очень рада, что в нашей стране так много мотивированных детей и появился такой образовательный центр. Независимо от выбранного направления, мотивированные дети восприимчивы к любому новому знанию. Здесь ребята получают не только образование, но и опыт взаимодействия в социуме, становятся лидерами, что очень важно для школьников, которые проявляют неординарные способности.

 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»