Questa Musica – один из ярчайших московских коллективов. Молодые музыканты играют не только классику. В богатом репертуаре – произведения эпохи Возрождения, барокко, сочинения современных композиторов. Накануне ансамбль под руководством дирижера Большого театра, преподавателя МГАХ, члена жюри театральной премии «Золотая Маска» Филиппа Чижевского выступил в Парке науки и искусства «Сириус». На следующий день артист встретился с юными почитателями его творчества – музыкантами образовательной июльской программы. В творческом диалоге – музыка эпохи барокко в современной интерпретации и, конечно, «особая энергетика» дирижерства.
Не удивительно, что первый вопрос юных музыкантов именно о профессии, призванной обеспечить произведению ансамблевую красоту и стройность.
– Дирижер – профессия довольно-таки поздняя, – рассказывает Чижевский. – Появилась она в первой половине XIX века, в связи со стремительным развитием и усложнением оркестровой игры. Одними из первых, кто повернулся к публике спиной, были композиторы Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер. Раньше функцию дирижера исполнял либо клависинист, либо первый скрипач. Именно они, глазами, кивками головы, жестами и даже отстукивая ритм ногой, задавали нужный темп, на который ориентировались музыканты.
– Правда ли, что в эпоху барокко музыка в театрах начинала звучать еще до начала самого представления?
– Да, раньше действительно была такая традиция: композиторы писали музыку «на вход гостей», которая звучала до увертюры. Очень часто эта музыка даже заносилась в партитуру оперы. Музыканты начинали играть специальное вступление, и это было сигналом того, что зрителям пора возвращаться на свои места. Сегодня этот прекрасный обычай заменен в театре тремя звонками.
– Как вы стали барочным музыкантом?
– Я не только барочный музыкант. Мне интересно все от музыки Возрождения до самой современной: эпоха романтизма, произведения ХХ века и сочинения, которые создаются в наши дни. И когда мы с оркестром работаем над программой, всегда думаем о том, насколько гармонично в ней будет сочетаться музыка старинная и музыка современная. И находим интересные решения, добиваясь идеальной формы современного классического звучания.
В продолжение темы – на интерактивном экране фрагмент «Церемониального марша» Жана Батиста Люлли, исполненный музыкантами Questa Musica в разных интерпретациях. Вопрос, который юных артистов «Сириуса» волновал больше всего – как не переборщить, экспериментируя?
Главное, считает дирижер, работая с музыкой, написанной несколько веков назад, не забывать «об опыте прошлых поколений и стилистических особенностях исполнительства той эпохи».
– Например, когда мы слушаем произведения классических композиторов, мы понимаем, что в них есть своя особенная градация темпа, баланса, то есть те фундаментальные вещи, которые нельзя кардинально менять. Мельчайшие подробности динамики, инструментовки зачастую нужно исполнять, как это прописано композитором, – рассказывает Чижевский.
Ребята отмечают: встреча с музыкантом задала новые ориентиры. В планах школьников – освоить самые смелые произведения и научиться держать баланс между классикой и современностью, вместе с тем добиваясь в своем творчестве идеальной гармонии духа и музыки.