Директор Российской государственной детской библиотеки, член Совета при Президенте РФ по русскому языку, основатель Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», президент ассоциации «Растим читателя» Мария Веденяпина встретилась в «Сириусе» с воспитанниками направления «Литературное творчество».
Мария Веденяпина с коллегами является инициатором Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения, Концепция которой была утверждена и подписана премьер-министром Дмитрием Анатольевичем Медведевым в июне этого года. Как будет реализовываться программа и какое отношение она имеет к «Сириусу» – директор РГДБ рассказала в интервью.
– Мария Александровна, расскажите подробнее об основных пунктах Национальной программы.
– О том, что 3 июня Дмитрием Медведевым была принята и подписана Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения, мы узнали на встрече Дмитрия Анатольевича Медведева с детскими писателями, издателями и библиотекарями в рамках традиционного Книжного фестиваля на Красной площади в Москве. РГДБ вот уже третий год является на фестивале куратором всей детской площадки.
Саму проблему детского нечтения мы озвучили годом ранее на совещании представителей книжной отрасли в рамках этого же книжного фестиваля. Понятно, что проблема есть: интерес молодого поколения к книге стремительно падает и с этим нужно что-то делать. И мало привлечь ребенка к книге – нужно подтолкнуть его к глубокому вдумчивому чтению.
– Как у Фазиля Искандера: культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
– Именно. Читать – это значит не скользить по поверхности текста, а понимать смыслы, постигать новое. Важно удержать читателя, чтобы он хотел вернуться к книге. Поэтому над разработкой Концепции программы почти год трудилась огромная команда. Это библиотекари, ученые, педагоги, психологи, социологи, культурологи, художники, представители учреждений культуры, книжных издательств и магазинов, сотрудники музеев и театров и, в конце концов, сами авторы.
– Над чем сейчас работают специалисты в рамках реализации этой Программы?
– Планируется проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований. Мы будем работать с семьями, образовательными и культурными учреждениями, повышать кадровую квалификацию. Кстати, с кадрами детских библиотек дела обстоят неважно. Хотелось бы решить и эту проблему. Не хватает детских редакторов, детских маркетологов. Раньше во всех культурных вузах преподавалась детская литература, выпускались специалисты для детских библиотек, но со временем такие кафедры закрылись.
Также появятся системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых детских писателей и межведомственные экспертные советы по рецензированию детской литературы, в рамках госзаказа будут публиковаться книги лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов. Планируется учреждение Национальной премии в области современной детской художественной и научно-популярной литературы, будет оказана поддержка полиграфическому производству детских и юношеских книг и периодики. Обязательно – реализация системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах и систематическое обновление фондов библиотек.
– Впечатляет. Вы привезли копию документа в «Сириус», на встречу с участниками направления «Литературного творчества». С какой целью?
– У нас родилась очень правильная и, как мне кажется, своевременная идея: представить школьникам содержание Концепции программы, чтобы они перевели его с деДского на деТский язык. Тогда документ станет понятен их сверстникам. Также мы хотели, чтобы ребята предложили своё видение реализации этого большого читательского проекта. Надо заметить, у юных литераторов сложилось совершенно четкое представление об основных и важных моментах Программы. Я считаю, что советоваться с ребятами в этом вопросе очень правильно – они полны свежих и умных идей, и рассуждают с позиции современных юных читателей, а не скучных взрослых.
– Какое впечатление у Вас сложилось о начитанности юных литераторов, которые приглашены на текущую образовательную программу в «Сириус»?
– Школьники – супер! Понятно, что здесь по-другому и быть не может, но тем не менее они меня приятно удивили. Степень их начитанности – поражает. Это стало понятно с первого нашего знакомства. Книги, которые они предложили для формирования детской библиотеки, – это не банальная подборка детской литературы и состоит далеко не из произведений, вошедших в школьную программу. Они продемонстрировали действительно хороший читательский кругозор и вкус.
– И что читает молодёжь?
– Это и Бредбери, и Стругацкие, и Водолазкин, и многие другие мировые классики и современники. Школьники рассуждают о литературе интересно и содержательно. Эти ребята – молодая читательская и литературная элита. И это уже позитивно, потому что вселяет надежду в светлое читательское будущее в стране.