Известный писатель и литературовед, критик и публицист встретился с воспитанниками Образовательного центра и педагогами, приехавшими в Сочи со всей России для повышения квалификации в рамках программы «Обучение поколения XXI века: гуманитарные и диалоговые технологии, контрольно-измерительные материалы, цифровые ресурсы».
В «Сириусе» известный российский литературовед, критик, публицист, писатель, телеведущий, профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский встретился с педагогами, которые приехали в Сочи со всей России, чтобы повысить свою квалификацию, получить знания и инструменты для дальнейшей работы с одаренными детьми в регионах. А несколькими часами позже у него состоялась уже встреча с самими детьми - воспитанниками Центра.
Александр Николаевич не впервые приезжает в «Сириус». Его лекции неизменно вызывают большой интерес и резонанс, как у детей, так и у взрослых. На этот раз разговор был о культуре, как сети социальных институтов, отвечающих за производство образов, смыслов и ценностей. Две лекции – для педагогов и школьников – объединила одна тема: «Что меняет время, и кто меняет время?».
Культура шире искусства, считает Архангельский, и в цифровую эпоху, когда текст и картинку начинают вытеснять технологии, она предстала перед множеством вызовов. Но стоит ли видеть в этом угрозу или, соединяя преимущества цифры с живой традицией, следует продолжать двигаться вперед навстречу новым открытиям?
К слову, цифровая эра берет начало не в современности. Так изобретение печатного станка, первые наброски камеры-обскура, прогрессивные режиссёрские и операторские работы, появившиеся в период Первой мировой войны и вызванные иным восприятием мира, проект «Гутенберг» от создателя первой в мире электронной книги – все это, по сути, плоды цифровой эпохи.
«Благодаря цифровой эпохе мы можем сегодня транслировать любую информацию как минимум в трех форматах: видео, аудио и текст. То есть, у нас появились возможности мультимедиа. Есть и трансмедия - еще один способ распространения информации посредством использования различных медиа-платформ. Главное, что все эти инструменты могут быть применены как в культурной, так и в образовательной деятельности», – отмечают участники лекции, педагоги-словесники.
«Разговор с Александром Архангельским был о ключевых культурных событиях и актуальных явлениях в истории, в той мере, в какой они затрагивают интересы культуры и образования. Мне очень импонирует его подход к преподаванию литературы, к организации учебного процесса и выстраиванию коммуникаций как со школьниками, так с их родителями», – говорит заведующая кафедрой гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» Наталия Углова (город Липецк).
По мнению Архангельского, процесс преподавания в школе сегодня должен учитывать все современные возможности. Так разговор подошел к теме формирования в российских школах инновационной образовательной среды.
«Такие встречи – это возможность роста. Педагогам нужно открывать для себя новые горизонты и не забывать о главной цели – цели просветительства. Для этого нужно регулярно проводить подобные встречи с интересными и прогрессивными людьми, свободными от ежедневной педагогической рутины и озадаченными решением серьезных проблем развития общества и образования в контексте современного времени. А Александр Николаевич и есть носитель тех знаний, которые отечественному педагогическому сообществу сейчас очень необходимы», – говорит директор православной школы «Рождество» Валерия Шварц (Московская область).
В контексте этого разговора об образовательной среде Александр Архангельский отметил и концепцию Центра «Сириус»: «Мотивированным ребятам «Сириус» дает чувство плеча и поддержки, предлагает модель образовательного процесса, в котором созданы условия для творческого взаимообмена, позволяющего вести талантливым школьникам диалог с равными, что позитивно сказывается на их личностном и профессиональном росте. Такая модель образования работает эффективно и приносит добрые плоды».
***
Александр Николаевич Архангельский – кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом — автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф». С 2002 года — автор и ведущий программы «Тем временем». Соучредитель Академии русской современной словесности. Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный Всадник» (1990), «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII — первая половина XIX века» (1998), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), литературно-критических сборников («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание — 2008), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и др. Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Архангельский - автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Он автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др.