help@sochisirius.ru

Сложно перечислить те области знания, которые бы не увлекали стажеров «Сириуса». Но в их своеобразном рейтинге интересов одно из первых мест отводится космонавтике. Изучить основы ракетной техники или спутниковых технологий, узнать о системах исследования космического пространства и передовых научных открытиях – все это школьники могут в Клубе космических систем. Руководит им Иван Шеков, инженер-конструктор и автор более десятка научных статей. О том, почему Клуб пользуется большой популярностью и чем молодые исследователи заняты в научных лабораториях, Иван Сергеевич рассказал в интервью.

– Иван Сергеевич, в чем заключается работа Клуба космических систем?

– Клуб посвящен изучению ракетно-космической техники и созданию собственных прототипов различных конструкций, систем управления космическими аппаратами. Наше лабораторное оборудование позволяет проводить ряд экспериментов, имитирующих условия пребывания космического аппарата в космосе и его выведение на орбиту Земли. В термобарокамере можно создать давление, как на высоте 350 км. от нашей планеты, на вибростенде – сымитировать перегрузку при подъёме на ракете-носителе. Вместе с ребятами мы создаем новые стенды. Например, в сентябре изготовили прототип устройства, предназначенного для испытаний реактивных двигателей. Скоро начнем тестировать твердотопливные реактивные двигатели, изготовленные в стенах наших лабораторий. 

– Как проходят занятия в Вашем клубе?

– Когда разрабатывается сложное устройство, Клуб превращается в конструкторское бюро, в котором участники делятся на группы по 2-3 человека. У каждой группы в рамках проекта своя задача. Одни разрабатывают конструкцию, вторые – систему управления, третьи – пишут управляющую программу, проводят эксперименты на стендах. Главное, что в ходе работы над проектом ребята изучают тонкости разработки и испытаний космических аппаратов.

– Клуб космических систем открыт для всех желающих или только для ребят, обладающих знаниями и умениями в определенных областях?

– Клуб ставит перед собой задачу привлечь молодые умы к космической отрасти, ответить на вопросы о том, как работают ракетные и спутниковые системы и старается помочь участникам применить эти знания на практике, запускаем интересные проекты. Поэтому Клуб открыт для всех, кому интересна космонавтика: наша лаборатория рада всем.

– Почему Клуб космических систем можно назвать актуальным?

– Здесь ребята открывают для себя мир космоса, начинают понимать, как в этой области применяются фундаментальные знания по математике, физике, биологии, химии. Космическая отрасль сегодня реформируется, претерпевает изменения и уже сейчас нужны новые Королёвы, Челомеи, Янгели. Я уверен, что участники проникнутся идеями покорения космоса и кто-нибудь обязательно решит связать свою профессиональную деятельность с этой областью.

– Какие задачи январские стажеры решают в клубе сегодня?

– Для изготовления конструкций ракет из композитных материалов нам необходимо получить опытные образцы и протестировать их на механические и термические нагрузки. Этим и займутся в клубе январские стажеры. Мы изучим композитные материалы, из которых будет сделан корпус двигателя и самой ракеты.

– Какие навыки развивают ребята, участвуя в Клубе?

– Научно-техническое мышление, критический и аналитический подход в решении серьезных задач, умение использовать свои знания на практике, умение начинать и доводить до конца интересные научные проекты.

– Как Вы стали заведующим лаборатории «Космических систем» и почему решили выбрать профессию именно в этой отрасли?

– Свою карьеру я начинал на ракетном заводе в городе Омске, участвовал в освоении технологий изготовления ракет-носителей «Рокот» и «Ангара». Космонавтику люблю с детства. Сергей Павлович Королёв – мой пример для подражания.

– Расскажите о достижениях, которые были достигнуты за время работы Клуба.

– Клуб активно существует с апреля 2017 и каждый месяц – новый проект. Его работа началась с изготовления шести учебных спутников, их программирования и тестирования. Затем мы разработали прототип лунохода, который должен собирать лунный грунт и перерабатывать его. Были даже шагающие планетоходы. Мы собирали ракеты и запускали их. Недавно изготовили собственный наноспутник для наземных испытаний и протестировали его в разных условиях: в термобарокамере помещали в вакуум, на вибростенде пытались разрушить его перегрузками. Наноспутник до сих пор работает. На его основе совсем скоро будет разработана программа лаборатории-онлайн, в которой школьники с других регионов смогут дистанционно наблюдать и участвовать в экспериментах нашей лаборатории.

– А что сами ребята говорят о Клубе?

– Если посмотреть ночное небо, можно увидеть миллионы ярких звезд. Они далеко, но кажется, что их можно достать рукой. Ребята говорят, что в клубе есть технологии, благодаря которым можно дотянуться до этих звёзд. Звучит, конечно, поэтично, но, если в ближайшем будущем кто-нибудь из этих школьников станет специалистом, который сможет создавать новые ракеты и спутниковые системы, запускать автоматические и пилотируемые экспедиции для исследования космоса и планет Солнечной системы – значит, наша цель достигнута.  

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!