В «Сириусе» на мартовской образовательной программе по физике занимались 200 девятиклассников. Здесь школьники в режиме теоретических и экспериментальных занятий, лекций и семинаров от ведущих педагогов готовились к олимпиадам по физике самого высокого уровня. О том, какие разделы прикладной науки изучали воспитанники, и как с ними строилась работа, рассказывают Максим Клепиков, организатор и куратор экспериментальной части образовательной программы и Кирилл Надеждин, руководитель штаба образовательной программы, заместитель декана факультета биологической и медицинской физики МФТИ, действующий ученый-биофизик.
– Кирилл Дмитриевич, расскажите, как проходил отбор на мартовскую научную программу.
– Ребята были отобраны по итогам рейтинга регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. У нас есть три региона-лидера (Москва, Санкт-Петербург и Республика Мордовия), которые на протяжении многих лет успешно осуществляют подготовку к олимпиадам по физике высокого уровня самостоятельно, ученики из этих регионов оккупируют верхнюю половину всех школьных рейтингов по физике. Поэтому на образовательную программу было решено пригласить школьников из других регионов, которые добились высоких результатов, но по большей части не заняли в рейтинговой таблице лидирующих позиций. Отобрали 200 участников.
– То есть, цель была в том, чтобы «подтянуть» школьников, которым не хватило баллов для участия в следующем этапе?
– Да. Потренировать, подготовить, заинтересовать. Мы давали им очень много материала, проводили лекции, семинары, разбирали задачи. Особое внимание уделили экспериментальной работе. В конце образовательной программы провели внутреннюю олимпиаду. После отъезда ребят, с ними продолжается работа в дистанционном формате. В режиме онлайн школьникам доступны все материалы, с помощью которых они самостоятельно смогут готовиться к Всероссийскому этапу.
– Сколько часов в день школьники занимались физикой?
– У нас очень насыщенная программа. Минимум три пары в день (шесть уроков). Кроме этого, было дополнительное время на лабораторные работы, эксперименты и работу над ошибками. Получалось около 7-8 уроков.
– Сегодня среди обучающейся молодежи очень популярны консультации. Вы общались со школьниками в этом формате?
– Конечно. Очень часто после лекции школьники приходили к педагогу, просили дать дополнительную информацию по каким-либо темам или разобрать особенно трудные задачи. Преподаватели всегда охотно уделяли этому время, иногда такие консультации продолжались после ужина, до вечернего сбора команд.
Был еще один интересный формат контактной работы – это апелляции по лабораторным работам. Они проводились по той же схеме, что и на Всероссийской олимпиаде. Мы ее проводили по вечерам, примерно с 8 до 10 вечера. Помогали в этом приглашенные на программу студенты Московского физико-технического института. Они занимались со школьниками, а затем с каждым детально разбирали его работу, объясняли буквально по пунктам, почему в том или ином месте снижен балл. Причем все это добровольно.
– Чем принципиально эта образовательная программа отличается от предыдущих?
– В начале программы мы среди школьников объявили конкурс задач по физике. Часто задачи усложняют просто какими-то математическими выкладками, мне кажется это неправильным. Поэтому ребятам было предложено продемонстрировать свои оригинальные идеи. Автор лучшей – был награжден. К тому же мы хотим, чтобы эти задачи попали на финальный этап олимпиады по физике. Это будет интересный опыт.
– Максим, теперь вопрос к Вам. Какие экспериментальные задачи школьники решают на этой физической программе?
– Основные задачи были составлены по темам финальных туров Всероссийских олимпиад по физике разных лет. Сейчас основной акцент ставится на две опорные темы: раздел «Механика» (кроме колебаний) и «Электричество».
Мы проводили измерения мостиков Уитсона (сбалансированных и несбалансированных мостов). По механике обязательно решаем задачи на растяжение пружины. Еще мы решили взять в работу интересный эксперимент на тему анизотропии бумаги (свойство бумажного листа по-разному сгибаться под действием силы тяжести в зависимости от того, как этот кусочек бумаги вырезан).
Для решения экспериментальных задач ребятам создавали такие же условия, как на олимпиаде. У каждого школьника – необходимый набор оборудования. Педагоги озвучивали время, в которое они должны были уложиться, проведя полноценный эксперимент, со всеми измерениями, графиками, оформлением.
– Зачем нужны такие тренировки?
– Дело в том, что именно на экспериментальном туре олимпиады школьники теряют очень много баллов. Причины разные: хромает культура оформления задач, где-то сделан поспешный вывод, где-то есть решение, но отсутствуют таблицы или на графиках не проставлены кресты погрешности. За каждый недочет – минус балл. Чтобы такого не происходило, мы проводили тренировочные лабораторные работы. После того, как ребята завершали эксперимент, педагоги в течение 20 минут объясняли, как надо было все оформить, а потом работали с ними над ошибками.
Кстати, кроме реального эксперимента у них была возможность проводить и так называемые псевдо-эксперименты.
– Что это значит?
– Псевдо-эксперимент – это вторая часть экспериментальной задачи. Перед воспитанниками – таблица с данными. Как будто кто-то уже провел опыт, внес результаты в таблицу, а школьникам остается только обработать и оформить все расчеты. «Прокачивали» вторую часть заданий, которая чаще всего «западает». И могу отметить, что ребята быстро схватывали и хорошо справлялись.