8 (800) 100 76 63

Проектная деятельность, цифровой формат обучения, выявление и поддержка талантливых школьников — всему этому научат педагогов на программе «Большие вызовы», открытой на базе Образовательного центра «Сириус».

Программа обучения «Большие вызовы» — специальные курсы переподготовки для педагогов, которые должны помочь им приобрести навыки для работы с талантливыми школьниками. В программе примут участие 290 учителей и управленцев из 60 регионов России, отобранные на конкурсной основе. Благодаря «Большим вызовам» педагоги смогут играть руководящую роль в региональных центрах выявления и поддержки одаренных детей, которые создаются в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. До 2022 года такие центры будут созданы в каждом из 85 регионов России. На данный момент существует уже 26 таких центров.

Что такое «Большие вызовы»?

«Большие вызовы для общества, государства и науки» — это комплекс задач, сформулированный в Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной Владимиром Владимировичем Путиным 1 декабря 2016 года. Документ определяет приоритетные направления научно-технологического развития России и по своей значимости приравнен к Стратегии национальной безопасности. «Наше общество все больше зависит от образованных граждан, придуманных ими идей, созданных ими продуктов и организованных ими процессов. От этого зависит конкурентоспособность России в мире, повышение уровня и качества жизни каждого гражданина», — говорит руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

«Большие вызовы» затрагивают проблемы, стоящие не только перед Россией, но и перед всем миром: это и необходимость в персонализированной высокотехнологичной медицине, и потребность в эффективном освоении пространства (в том числе арктического, морского, космического), и задачи, связанные с защитой окружающей среды, включая переход на новые, экологичные и эффективные энергетические системы. Однако такие глобальные задачи невозможно решить без комплексного подхода, а это значит, что кадры для будущей, основанной на научно-технологических решениях экономики нужно готовить уже со школьной скамьи.

Чему и зачем научат педагогов?

Программа переподготовки педагогов «Большие вызовы» организована в очно-заочной форме: обучение продлится до ноября, за это время участники несколько раз приедут в «Сириус». Остальное время педагоги будут проходить обучение на онлайн-платформе, а в конце курса защитят выпускную аттестационную работу.

Обучать педагогов будут те специалисты, которые приезжают работать со школьниками в «Сириус» с момента его открытия. По сути, речь идет о том, чтобы поделиться с участниками программы переподготовки «Большие вызовы» лучшими в стране педагогическими практиками. Руководители программы считают, что главным успехом программы станет появление в регионах дополнительных возможностей для школьников получить современное образование высокого уровня.

По мнению Елены Шмелевой, необходимо включать в учебные программы для школьников элементы региональной специфики, потому что умение решать конкретные прикладные задачи сейчас выходит на первый план.

Как меняется российское образование?

На первый взгляд может показаться, что «Большие вызовы», Стратегия научно-технологического развития, цифровая экономика и цифровая школа очень далеки от современных российских реалий и тем более от школьного образования. На самом деле в Стратегии развития страны до 2025 года ключевую роль играет доступность всестороннего качественного образования: от школы с устаревшей материально-технической базой, низкой зарплатой учителей и низкой ответственностью системы образования за результаты работы Россия переходит к школе с всеобщей информатизацией и новыми возможностями в сфере основного и дополнительного образования детей. 

Сегодня российские школьники стабильно побеждают в международных соревнованиях и олимпиадах: в 2017 году сборные команды страны завоевали 38 медалей на международных олимпиадах, в том числе 18 золотых. Например, на 14-й Международной естественно-научной олимпиаде среди юниоров в Нидерландах, которая состоялась в декабре 2017 года, все шесть участников сборной России завоевали золотые медали.

В основу программы переподготовки «Большие вызовы» заложены те же принципы, что и в Национальную систему учительского роста: грамотность разного типа (не просто знание дат и формул, но и способность применять их в повседневной жизни), набор требующихся в современном мире навыков и умений (способность критически мыслить и творчески решать проблемы, умения общаться и работать в команде, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах), а также ценностные установки (без гуманитарной составляющей ответить на «Большие вызовы» невозможно: не обсуждая эффект от новых технологий, нельзя применять их на практике). Именно эти умения позволяют связать полученные знания с действиями, преобразующими реальный мир, а также отвечают целям устойчивого развития ООН.

«Мы знаем успешные примеры решения задач по междисциплинарным проектам, цифровым форматам обучения – все это мы широко применяем в Сириусе. Именно эти подходы мы обобщили в программе, которую сегодня открываем. В российском обществе продолжает расти запрос на качественные образовательные продукты, развивающую среду нового типа для новых поколений, готовых отвечать на Большие вызовы, стоящие перед цивилизацией и Россией в целом, — говорит Елена Шмелева. — Все вместе мы участвуем в процессах обновления научно-технологического образования, модернизации содержания основных предметных областей. В первую очередь математики, физики, химии, биологии, информатики, технологии и проектной деятельности. Только это позволит выполнить задачи по формированию активного человека, умеющего выбирать, строить свою образовательную траекторию, узнавать новое, способного ответственно и самостоятельно развивать гражданское общество. Только так можно передать единый культурный код, научить развивать технологии не ради самих технологий, а ради повышения качества жизни максимального числа людей».

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!